Добро пожаловать на Новости образования 07.05.2021 г. | 16:39

От среднего балла до посредственного специалиста?

  • 13.07.2010 г. | 23:39

Совет ректоров Львовщины готовит свои предложения к Условиям приема в вузы Украины на 2011 год

Напомним, Совет ректоров Львовщины 1916 возглавлял ректор Львовского национального университета имени Ивана Франко, экс-министр образования и науки Украины профессор Иван Вакарчук. Во время его работы на этой должности Совет ректоров практически не собирался. Новым председателем Совета ректоров избрали ректора Национального университета «Львовская политехника» профессора Юрия Бобаля. Юрий Ярославович возглавляет один из ведущих ВУЗов Украины, член коллегии Министерства образования и науки Украины.

Юрий Бобало рассказал своим коллегам, как проходило заседание коллегии 26 июня этого года. Самым интересным вопросом, с точки зрения журналиста, было обнародование результатов мониторинговых исследований уровня сформированности навыков использования информационно-компьютерных технологий в практической деятельности. В мониторинг были привлечены 140 лучших школ и 1200 учащихся. Удивление вызывают результаты этого мониторинга. На все восемь вопросов правильные ответы дали лишь 0,2 процента учеников. Шокирует, что справились со всеми заданиями только три процента учителей. Лучшие результаты показали ученики двух крымских школ и лицея из Запорожья. Приятно, что в десятку лучших вошла и Радеховская средняя школа № 1 с Львовщины ... Но общий результат компьютерной грамотности печальный ... Присутствующий на заседании Совета ректоров новый глава областного управления образования Михаил Брегин объяснил эту ситуацию так: «До сих пор мы занимались обеспечением школ компьютерными классами, подключением к Интернету. Руки не доходили до кадрового обеспечения предмета «Информатика», к вопросам ремонта, сети, администрирование. Будем исправлять ситуацию ... " Михаилу Григорьевичу, как говорится, и карты в руки, ведь до третьего возвращения на пост главного педагога области он возглавлял компьютерную академию «ШАГ» ...

Наибольшее внимание ректоры сосредоточили на выработке предложений к новым Условиям приема в вузы Украины на 2011 год. Для размышлений на заданную тему была установка министра образования и науки Дмитрия Табачника относительно триады в наборе суммарного балла абитуриента - средний балл аттестата, внешнее независимое оценивание и дополнительное испытание вуза.

Владимир Снитынский, ректор Львовского национального аграрного университета:

«Нельзя постоянно на марше менять политику по набору в высшую школу. Условия должны быть стабильными на несколько лет и иметь статус закона. Если и вносить изменения, то заблаговременно, а не в год поступления.

Никто не ставит под сомнение целесообразность такого института, как Украинский центр оценивания качества образования, но нельзя отстранить от набора студентов сами вузы. Ошибочно видеть в ВНО лишь средство борьбы с коррупцией. Независимое оценивание должно было способствовать улучшению качества образования в средней школе. Считаю целесообразным проводить независимое оценивание не за один месяц, а несколько раз в год, и даже в течение нескольких лет в разных классах, а по государственной итоговой аттестации увеличить количество предметов. Целесообразно было бы увеличить срок, отпущенный на зачисление. Одной недели мало. Абитуриенты определяются течение пяти дней, куда именно отнести оригинал документа и приемным комиссиям нужно больше времени, чтобы заполнить пробелы в рейтинговом списке абитуриентов.

Игорь Бочан, ректор Львовского университета экономики и туризма:

«Мы не должны отождествлять такие критерии, как качество знаний и качество способностей. Оценивания выпускника школы должен быть комплексным. Сейчас по рейтинговым баллам мы не можем определить, кто больше предоставляется учиться на бухгалтера, на технолога, коммерсанта, физика или филолога. Механически те баллы посчитали. Ребенок с теми баллами настаивает на своем. Ей лишь бы пойти на государственный заказ, хотя о том профессию никогда и не мечтала. А того, кто об этом мечтал, отвергают с желаемой жизненной стези. Центр оценивания качества образования должен подготовить единые стандарты знаний по всем предметам для средней школы. Дети знают, какие предметы вуза заявили к конкурсу, и только к ним готовятся. Пусть будет и средний балл по всем предметам, пусть будут и тесты как дополнение к школьного аттестата ...».

Валерий Скотный, ректор Дрогобычского педагогического университета имени Ивана Франко:

«Стоит увеличить срок для приема заявлений от поступающих. Изменить процедуру регистрации получения документов от поступающих. Возможность подать документы в пять вузов, на три разные факультеты означает, что приемным комиссиям надо поставить 15 печатей на сертификате. Предлагаю предусмотреть в оригинале сертификата 15 отрывных талонов. Предлагаю проводить отдельно тестирование по украинскому языку и по украинской литературе, отдельные сертификаты. Для педагогических вузов это важно. Если человек идет на математику, информатику, химию, биологию, тот общий сертификат многих талантливых химиков будущих, информатиков отстраняет от возможности поступить. Нужно выделить только украинский язык. Вступительные экзамены по профильным предметам должен проводить высшее учебное заведение. При проведении конкурса учитывать баллы по двум предметам: результат внешнего независимого оценивания по украинскому языку, результат вступительного экзамена по профильному предмету и средний балл школьного аттестата.

Юрий Туница, ректор Национального лесотехнического университета Украины:

«Если истинной нашей целью является обеспечение равного доступа к высшему образованию, то основным документом для поступления в вузы должен быть документ о получении среднего образования, результаты обучения ученика в течение 11 лет. В школе каждый ученик знает, что Василий, скажем, может быть врачом, Иван - юристом, а Петр пастухом. А у нас нередко пастух идет на врача, а врач - на пастуха, независимо от реальных знаний. У меня есть знакомая, которая пять раз вступала в медуниверситет, и таки стала прекрасным врачом. Но за те пять лет приняли пять человек, которые никогда не станут хорошими врачами. Наверное, должны быть какие средства профессионального отбора, хотя бы собеседования ... Пусть баллы ВНО составляют 50 процентов в суммарных баллах поступающего. Но это должны быть реальные баллы. Как можно оценить знания учеников течение одного дня за два-3:00, не принимая во внимание состояние ученика, стрессовые ситуации, как этот ребенок добиралась до пункта тестирования ... Проверять знания нужно раз или два в год и в течение 3-5 лет обучения в школе, набирая банк данных на каждого ученика.

Василий Высочанский, первый проректор Львовского национального университета имени Ивана Франко:

«Я бы не преувеличивал веса среднего балла школьного аттестата в комплексном итоге знаний абитуриента. Это мы уже проходили ... Был уже такое время, когда мы при вступлении учитывали оценки в аттестатах. Но это ничего не давало. Ибо во всех аттестатах, по крайней мере в нашем университете, был высокий средний балл ... От этого через год отказались, как и от добавления одного балла еще при пятибалльной системе за представленные грамоты, которыми отмечались ученики за успехи в учебе по определенному предмету, за успехи в общественной работе и спорте ...

Речь шла о каких дополнительные испытания, которые бы определили профессиональную способность абитуриента. ВУЗ может повлиять на выбор абитуриента только профориентационной работы. Это, в частности, проведение ярмарок карьеры, работа непосредственно в школах с участием деканов, проведение Дней открытых дверей на всех факультетах.

Юрий Бобало, председатель Совета ректоров вузов Львовщины:

«Пользуясь присутствием прессы, хотел бы опровергать мнения, которые звучат на разных совещаниях, о том, что якобы ректоры против независимого тестирования. Мы - однозначно «за». Другое дело, что каждый год оценивания знаний выпускников надо совершенствовать - и по содержанию тестовых заданий, и по технологии, процедуры проведения тестирования. Педагоги с гордостью называют количество учеников, которые получили из одного или нескольких предметов по 200 баллов. Но воспринимает эти показатели без эйфории. Когда я был в Харькове, ректор "Политехники" мне про обстоятельное исследование по этому оценивания, включая получение 200 баллов. Оказывается, больше всего баллов ученики получали, отвечая на вопрос из школьных программ по 5-7 класс и очень мало - по 10-11 класс. Эта 200-балльная шкала оценивания искажает реальный уровень знаний. Эта шкала рейтинговая, а не критериальная. Лучший результат принимают по 200-бальный, и от него выстраивают рейтинговую таблицу. Не раз слышал мнения, что по результатам ВНО нельзя определять рейтинга школ по качеству образования. Мол, неизвестно, какая доля труда репетиторов. Основные знания закладывают ученикам учителя, а не репетиторы. Я за то, чтобы областное управление образования обнародовало впоследствии такой рейтинг, учитывая школы обычные и специализированные, городские и сельские ... Надеюсь, все ректоры подадут свои предложения по Условиям приема в письменной форме. Мы еще раз обсудим и направите от имени Совета ректоров в министерство ».

Все ректоры уверяли в своей преданности ВНО. Но почувствовал, что кто хотел бы преуменьшить вес независимого тестирования за счет увеличения среднего балла аттестата.

Десятки учителей, с которыми мне приходилось общаться, считают чрезмерным рост веса среднего балла аттестата. Она должна была составлять не более 20 процентов. Много говорим о доверии учителю, хотим верить в объективность оценивания. А забыли мы о том, что в некоторых регионах от 20 до 40 процентов золотых медалистов 2009 года не подтвердили высокой пробы своего золота на ВНО? Действительно, есть страны, где средний балл аттестата является определяющим в конкурсном отборе. Из «живого» общения с учителями из Германии знаю, что на выпускных экзаменах в гимназиях присутствует не только учитель, ведущий этот предмет, но и один или два представителя из другого учебного заведения. Там учителю доверяют, но перестраховываются. Нечто подобное есть в Польше, Литве, Австрии ... По исследованию Всемирного банка, институты, подобные нашему Центра оценивания качества образования, является в большинстве высокоразвитых стран. Не должны те же люди учить и оценивать знания своих учеников. Это касается и школы, и вузов. Люди старшего поколения, очевидно, помнят, как в Советском Союзе внедрялась государственная приемка продукции (не подчинено дирекции), чтобы уменьшить недостаток ... Через два года отменили, потому борьба за качество мешала выполнять повышенные социалистические обязательства. Но неужели теперь мы не в состоянии утвердить «государственная приемка качества продукции» учебные заведения! Раз напомню образное кредо независимого тестирования: всех меряем одной линейкой. Все школьники одинаковый тест, все отвечают на вопрос одинаковой сложности, всех оценивают по одинаковой шкале и никому не удастся воспользоваться icq на телефон nokia 5310 или другой, чтобы списать. Это и есть задекларированный равный доступ к высшему образованию. Хотя поддерживаю предложения относительно периодического, а не одномоментного оценивания знаний учеников. Скажем, в США ученики в течение года могут пять раз протестировать свои знания ... Первые шаги в этом направлении собирается сделать и наша Служба тестирования ... Главное - разрабатывая новые Условия, с водой не выплеснуть ребенка ...

Не на шутку встревожили предложения предусмотреть среди дополнительных испытаний в самом вузов проведения собеседования. Ни за что! Это субъективизм, соблазн взяточничества. Уж лучше написание эссе, письменный экзамен, тестирование, чтобы какие следы оставались ... Как было все просто и прозрачно, когда было только одно ВНО!

От среднего балла до посредственного специалиста? | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 15

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,251 voters | 10 Комментарии