Добро пожаловать на Новости образования 23.06.2021 г. | 01:43

Что получили под елку украинские преподаватели?

  • 09.01.2012 г. | 23:54

Последние две недели выдались чрезвычайно плодотворными - в Верховной Раде был зарегистрирован аж 3 законопроекта «О высшем образовании».

Первым было правительство, которое с нарушениями подал старый-новый министерский проект (его были проанализированы еще до Нового года). Вторым был законопроект, поданный депутатами Оробец и Яценюком - назовем его условно парламентским проектом. Третьим, в канун Рождества, был зарегистрирован тоже старый-новый законопроект от представителя президента в Верховной Раде - депутата Мирошниченко, предлагаю его назвать, тоже условно, президентским. Итак, что же приготовили украинских университетском преподавателю эти три законопроекта? Насколько они соответствуют его интересам? Очевидно, что важнейшим вопросом является оплата труда. Меньше изменений в этом вопросе предлагает министерский проект. Он оставляет нормирования времени учебной работы в ведении министерства. Оно же будет определять и нормативы численности лиц, обучающихся на одну должность педагогического и научно-педагогического работника. Исключение составляют исследовательские вузы, статус которых опять же предоставляет минобразования. Это означает, что министерские чиновники и дальше будут определять, во сколько часов оценить тот или иной вид работы преподавателя. Однако были добавлены и определенные новшества - отныне сняты ограничения в учебной нагрузке. Вспомним, что сейчас они составляют 900 часов в течение года для научно-педагогических работников и 720 часов для педагогических. Вместо этого министерство предоставило вузам право определять минимальный и максимальный объемы учебной нагрузки, и добавил «в пределах его годового рабочего времени, исходя из нормативов количества должностей». Границы эти нам подскажет Трудовой кодекс, по которому преподаватель имеет недельную нагрузку 36 часов, а следовательно летнее - 1584 часа. Чем можно мотивировать скачок допустимой максимальной границы учебной нагрузки с 900 до 1584 часов объяснить трудно. Но ясно одно: предоставить такие полномочия вузам (даже, если речь идет о собрании трудового коллектива, чего четко не указано) и одновременно оставить нормативы соотношения численности преподавателей и студентов в руках министерства является популизмом чистой воды. Фото: eutg.net Что в этом вопросе предлагает президентский проект? Он также снимает действующие ограничения, и предлагает вузам закрепить всю процедуру их определения в своих уставах и коллективных договорах. Это предполагает проведение соответствующих норм через голосование трудовым коллективом. При этом нормативы численности согласно законопроекту устанавливаются самим высшим учебным заведением независимо от его статуса. А значит, в проекте отсутствует ловушка, которую скрывает министерская предложение. Что же предлагает законопроект, условно называемый в начале парламентским? Его авторы не настолько доверяют руководству вуза или его органам самоуправления и решили сохранить границы, но уменьшив их до 600 часов максимально допустимого нагрузки научно-педагогических работников, что составляет чуть больше трети всего возможного годового рабочего времени преподавателя. В целом же количественное соотношение между научной, учебной, организационной и методической работой должна определять Ученый совет. Кроме этого, в полномочия вуза (без уточнения - какой именно структуре) отнесены определение объемов и форм научно-педагогической деятельности. Итак, если подытожить - министерский проект фактически сохраняет действующую кабальную систему и еще больше ставит под угрозу и без того перегруженных преподавателей. Парламентский проект (тот, что рассмотрено последним) не только оставляет максимальный предел, а и на треть уменьшает ее. Кроме этого децентрализует процесс определения форм и объемов деятельности преподавателей. Президентский проект идет еще дальше и фактически отдает всю процедуру определения оплаты труда преподавателя в предании общей конференции, профсоюзы и ректора. В дополнение к выше указанному президентский и парламентский проекты предлагают определять доплаты за ученые степени - первый 15 и 20%, второй - 25% от должностного оклада. Кроме оплаты труда, не менее важным вопросом являются условия и критерии, по которым работник может занимать ту или иную должность. Итак, все три законопроекта требуют конкурсного отбора, однако если ценрализуючий министерский проект предусматривает, что условия конкурса будет определять само министерство, то президентский и парламентский проекты предлагают вузам самостоятельно определять, но с некоторой разницей: первый - в уставов, а второй - на заседании ученого совета. Кроме этого, последние два упомянутых проекты не закрывают научно-педагогические должности для специалистов с западными степенями. Напоследок посмотрим, как прописано повышение квалификации. Все три проекта говорят о стажировке с сохранением средней зарплаты, но несколько в разных формах. Президентский проект обязывает вуз предоставить творческий отпуск раз в 7 лет сроком до 1 года, парламентский проект относит это к правам преподавателя и предлагает проходить стажировку не только в Украине, но и заграницей, не реже раза в 5 лет и продолжительностью не менее 5 месяцев. Министерский проект говорит о возможности, но никого не обязывает, а также не оговаривает продолжительности (указано только о раз в 5 лет) и не предлагает зарубежную стажировку. Вот так бегом можно осмотреть предложения для университетского преподавателя, которые приготовили авторы трех законопроектов. Очевидно, что кто-то из них таки будет принят и попытка их «скрещения» представляется маловероятной, разве что между президентским и парламентским. Однако при любых обстоятельствах сейчас, как никогда, важно преподавательский голос. Именно преподаватели должны решить, с какой зарплатой и правами условия их профессии улучшатся.

Что получили под елку украинские преподаватели? | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 14

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,251 voters | 10 Комментарии