Добро пожаловать на Новости образования 07.05.2021 г. | 17:10

Теория рынка в трудах Сэя

  • 16.07.2010 г. | 16:15

Описанные подходы легли в основу концепции, которая получила Сэю признание и достаточное количество последователей, - теории рынка, которую назвали «законом Сэя».

Суть теории заключается в том, что, по утверждению Сея, товары и услуги обмениваются на другие товары и услуги, поэтому производство одних обусловливает потребность в других, постоянно обеспечивая потенциальный спрос. Благодаря этому кризиса перепроизводства невозможны.

Иначе говоря, каждый продавец является одновременно и покупателем, и наоборот: чтобы приобрести, необходимо сначала продать. Поэтому Сэй делает вывод, что равновесие спроса и предложения устанавливается автоматически и отражается только на цене, а не на возможности реализации товара.

Затоваривание рынка невозможно, хотя иногда могут создаваться запасы нереализованных товаров. Но, по мнению Сэя, ситуация регулируется автоматически с ростом спроса на другие товары и колебанием ценности, поскольку товары создают рынок друг для друга. «Общая масса товаров при необходимости равна общей массе, пользующейся спросом» 2.

Следовательно Сэй формулирует три законы рынка:

1. Чем больше производителей и екстенсивниший рынок, тем больше потребителей и тем прибыльнее этот рынок для производителей, поскольку цена возрастает с ростом спроса.

2. Каждый производитель заинтересован в успешной деятельности других, поскольку такая деятельность формирует рынок спроса. Успех одной отрасли способствует успеху других, стимулирует общее развитие. Расцвет промышленности сопровождается процветанием сельского хозяйства и т. д.

3. Импорт благотворно влияет на развитие обмена, ведь иностранные товары можно получить, только продав свои.

Задачей хорошего правительства, по его мнению, является стимулирование производства, а плохого - спроса, потому что проблема спроса решается ра-ом с получением средств для приобретения продукта, а эти средства дает производство.

Сей указывает, что для решения проблем реализации не требуется существования «третьих лиц», как ошибочно считал Мальтус, ибо производство самостоятельно создает свой рынок.

Однако впоследствии Сей начал признавать (по крайней мере теоретически) возможность кризисов перепроизводства, но всячески избегал однозначному выводу, который отрицал бы его теорию расширенного воспроизводства. «Неудобство возникает не потому, что товары слишком много, а потому, что производят не то, что нужно» 1. Но эта проблема, по его мнению, решается на основе ценообразования: происходит переливание капитала в отрасли, гарантирующие большую прибыль. Это было ответом на попытку Мальтуса доказать вредность процесса накопления капитала как основного фактора перепроизводства и на теории Сисмонди, выступавший против промышленного прогресса.

Если бы Сэй большее значение придавал анализу денег, функцию которых он сводил к посредничеству в обмене, то, конечно, пришел бы к выводу, что вследствие их действия процесс купли-продажи расторгнут во времени, а потому изготовлен товар не обязательно будет реализован, потому, выполняя функцию средства накопления, деньги могут быть изъяты из обращения. Именно монетарный фактор, которому он не придавал значения, может играть решающую рольз. Впрочем проблема кризисов в то время еще не была слишком острой.

Теория рынка в трудах Сэя | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 18

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,251 voters | 10 Комментарии