Добро пожаловать на Новости образования 19.05.2021 г. | 03:28

Обоснование принципа материалистического понимания истории в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х гг XIX в

  • 27.04.2010 г. | 22:05

Начав с разработки общефилософскую принципов своего учения Маркс и Энгельс в ряде совместных и индивидуальных работ середины XIX в. обосновали принцип материалистического понимания истории, который стал отправным пунктом анализа общественных процессов.

Основные постулаты этого принципа изложены в работе К. Маркса «Экономико-философские рукописи 1844», в совместных трудах Маркса и Энгельса «Святое семейство» (1845) и «Немецкая идеология» (1846), трудах К. Маркса «Нищета философии» (1847) и «Наемный труд и капитал» (1848), труды Ф. Энгельса «Становищеробитничого класса в Англии» (1845).

Суть его сводилась к следующему:

Производство материальных благ составляет основу, на которой развиваются государственные институты, право, искусство, религиозные представления и другие формы проявления человеческой жизнедеятельности. Оно представляет собой общественный процесс и условия его осуществления предстают как производительные силы общества. В процессе создания материальных благ люди вступают в определенные производственные отношения. Они складываются в связи с присвоением, распределением, обменом и использованием средств производства и произведенного продукта и являются общественным формой функционирования производительных сил. Таким образом было применено новый методологический прием - рассмотрение общественных явлений как единства их материального содержания и общественной формы. Такой подход позволил предложить синтетическую категорию, которая отражает это единство - способ производства, который рассматривается как двуединая целостность, состоящая из производительных сил и производственных отношений. их единство противоречивая, поскольку производительные силы - более динамичный элемент и видоизменяются быстрее, чем более консервативные производственные отношения. Когда достигнута на определенном этапе развития соответствие двух элементов нарушается, ее восстановление происходит путем изменения способа производства: на базе более совершенных производительных сил состоит новая система производственных отношений. Меняется и система взглядов, представлений, идеологических установок и политических структур, а также соответствующих им учреждений, называемая надстройкой. Весь социальный организм в целом - производительные силы, производственные отношения и надстройка - получает название общественно-экономической формации.

Историческое развитие происходит путем последовательного изменения формаций. Процесс этот объективный и закономерный, поскольку переход от одной формации к другой является способом разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Кроме того, он осуществляется скачкообразно путем социальных революций, в ходе которых сталкиваются интересы классов, представляющих старую и новую системы производственных отношений. Классовая борьба является движущей силой социального прогресса, а революции - «локомотивы истории».

Согласно этой схеме первобытнообщинных формация, исчерпав свои возможности, уступает место рабовладельческом, и - феодальной, которая в ходе буржуазных революций меняется капиталистической. Капитализм, который развил максимально производительные силы, вывел их на уровень, несовместимый с буржуазными производственными отношениями, основанными на частной собственности на средства производства и всеобщности товарных форм экономической связи. Таким образом на повестку дня был поставлен вопрос о социалистической революции, которая должна знаменовать переход к новой - коммунистической - общественно-экономической формации. Следовательно, движение к социализму становился объективной необходимостью, требованием законов исторического развития.

Однако эта схема, хотя и была довольно стройной и логически последовательной, оставалась научной гипотезой, требующей проверки и доказательств. Такие доказательства могли предоставить только экономические исследования, анализ хотя бы одной экономической формации (например, капиталистической), который мог бы подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения. Раскрытие экономического закона движения этой формации превратило бы гипотезу в научную теорию. Следовательно, создание экономического учения становилось следующим необходимым этапом формирования марксизма.

К выполнению этой задачи приступает Маркс, поселившись в Лондоне, который он выбрал «наблюдательным пунктом для изучения буржуазного общества». Работая в библиотеке Британского музея, он создает свою знаменитую работу «Капитал».

Первый вариант этой работы был написан в 1857-1858 г. в виде рукописи, который Маркс намеревался издать в виде шести выпусков под общим названием «К критике политической экономии». В 1859 году вышел в свет первый выпуск, в котором трактовались проблемы товара и денег. Труда предшествует «Предисловие», в которой кратко и сжато излагается суть принципа материалистического понимания истории, формулируется закон «соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил». Второй выпуск должен был быть посвящен проблемам капитала, но в ходе работы над ним меняется план издания. После дополнительных исследований, которые вылились в еще один черновой рукопись 1861-1863 гг, Маркс решил выдать труд в виде четырех томов, в которых последовательно излагались бы проблемы производства капитала, оборота капитала, проблемы производства и оборота, рассмотрены вместе, и история теории. Общее название работы теперь была «Капитал».

Первый том «Капитала» вышел в 1867 году, второй и третий уже после смерти Маркса были изданы Энгельсом соответственно в 1885 и 1894 гг Материалы четвертого тома фрагментами публиковались в период между 1905-1910 гг, а в 60-х гг были выданы отдельной работой в Институте марксизма-ленинизма в Москве под названием «Теории добавленной стоимости».

Обоснование принципа материалистического понимания истории в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х гг XIX в | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 13

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,251 voters | 10 Комментарии