Добро пожаловать на Новости образования 05.08.2021 г. | 23:41

Музыковед собрал 700 етноинструментив

  • 19.02.2013 г. | 15:17

Львовский музыковед Любомир Кушлык собрал уникальную коллекцию народных музыкальных инструментов, насчитывающая более семисот экземпляров. На тридцати из них играет.

Часть своей коллекции он хранит дома, а другую часть - где придется, так как сейчас для такого количества музыкальных инструментов во Львове не нашлось места, хотя, такая богатейшая коллекция может стать основой музея музыкальных инструментов, об открытии которого мечтает коллекционер.

... Турячи рога, трембиты, скрипки, басоли, дрымбы, кобзы, гусли, разнообразные флейты, колянкы, пищавкы, решетки, бык, коза, гелигонка, волынка, дуда, гусли. Называть инструменты из коллекции Любомира Кушлика можно еще очень долго, как и осматривать их и слушать их мелодию. Я имела возможность осмотреть часть этой коллекции, хранящейся в его уютной львовской квартире.

Вот хозяин демонстрирует турячий рог: «Это моя гордость, потому что такой инструмент найти очень трудно. Туров нет уже лет четыреста. Гуцулы имеют еще такие инструменты, но ни за что не продадут ... Рог используется в новогодне-рождественских обрядовых действах, потому что это символ достатка - как в античном мире, так и в нашем славянском. Все добро когда-то держали в рогах: мед, вино. Даже рюмки изготовляли из рога и выпивали из них. А чего желаем на Новый год? Достатка, благополучия. Здесь они выполняют магическое действие и своим звучанием, и видом. Трембита тоже символизирует рог ».

Далее он показывает козу - музыкальный инструмент, который своим внешним видом напоминает голову козы: рожки, язык. «Козу используют на Маланку, когда обряд смешанный, и в отдельном обряде вождения Козы, потому что это - символ плодородия». К козьих рожок прикреплены колокольчики, язык - на шнурке. При движениях коза выдает специфические звуки - действительно играет. А вот другой инструмент - бугай - уже не похож на настоящего животные: это бочивочка из кожи, к которой привязан хвост из лошадиных волосков. Чтобы заиграть на таком инструменте, его нужно подготовить: хвост надо намочить квасом или пивом, тогда будет лучше звучание. Выдает бык символические звуки «Бу-бу!».

«На Закарпатье такой инструмент называют бербеницы, - объясняет господин Любомир, - на Бойковщине - бычком. Для его изготовления используют кожу с собаки, теленка, козленка. Бугай, как коза, является символом богатства, поэтому и используется в рождественских обрядах, особенно на Гуцульщине. Там обязательным атрибутом колядников есть трембита, рог, коза, бык, колокольчики.

Трембита играет перед входом в дом, потом она может играть «мэрскую коляду» - по умершему родственнику в этом году или несколько лет назад. К обычной коляды еще используют скрипку, цимбалы, бас, колокольчики, а вот «мэрскую коляду» только трембита играет ».

Гуцулы часто используют колокольчики: привязывают к рожок козе, время - до бороды, или к топорика и ходят плес - это такой ритуальный ход-танец: топориком крутят и колокольчики издают соответствующий звук. Топорик с колокольчиками - это тоже комплексный инструмент, который имеет магическую функцию ».

Старший колядник - береза ​​- может цеплять звонок к правой руке, другие колядники имеют меньшие колокольчики. А еще с колокольчиками ходит Медведь, Черт и этим будто отрицает свою сущность, ибо звон - это символ очищения.

Музыкальные инструменты очень тесно связаны с обрядностью, с древней сущностью, что, может, уже и позабувалося ».

Свой рассказ музыковед сопровождает демонстрацией различных колокольчиков и тех инструментов, о которых вспоминает: «Иногда при коляде играла волынка - инструмент, сделанный из кожи, с прикрепленными дудками. Вот эта волынка сделана в селе Верхний Ясенев на Ивано-Франковщине. Говорят, что лучше играть тот инструмент, который изготавливают из козьей кожи, содранной живьем. Этому есть объяснение: животное громко кричит. Можно брать кожу трехнедельного или даже абортированных теленка. Из нее делают мешок и вставляют свирели. В «мешок» вдувается воздух. Преимущество такого инструмента в том, что на нем можно одновременно играть и петь, придерживая рукой воздух. Дуда используется при коляде, хотя в основном это похоронный инструмент. Часто Дудой называют солпилкы, но это совершенно другой инструмент ».

Поиграв на новогодне-рождественских инструментах, переходим к бытовым и свадебных. В коллекции господина Любомира есть такие, что и инструментами не назовешь: подкова, магивниця, какие-то калатальця. «На подковах когда-то играли на свадьбах, но об этом уже забылось. Подкова - символ счастья, и на ней можно сыграть целую гамму. Еще один свадебный инструмент - колотивци: к палке привязывают платок с колокольчиками. Такой инструмент сопровождает ритмику обрядовых песен и танцев, и суть его - в той платке, которая является символом перехода девушки к женщине », - рассказывает он.

У господина Кушлика имеется богатейшая коллекция свирелей. «Сопилки совершенно разные на Гуцульщине и на Бойковщине - говорит музыковед. - В гуцульских инструментах пальцы иные и лады тоже. Гуцул не сыграет на бойковской свирели, а бойко - на гуцульской. Или сыграет, но что-то будет не так. И в этом особенность народных инструментов ».

Коллекционер демонстрирует двойные свирели, ребро - набор дудочек с дырками, Довбушивка, джоломийкы, Монтель, бойкивски пищавкы, теленки (свирели без дырок). «Теленка имеет только одну струйку и больше ничего, - объясняет музыковед. - Изготавливается из ивовой коры, и это единственный инструмент, на котором можно играть во время Великого поста, потому верба считается священным деревом ». И демонстрирует игру на двух теленках одновременно. Продолжает играть на колянци - инструменте, который распространен на севере Волыни. Называется так, потому делают способом раскола, затем склеивают внутри.

На таких пищавках, флейтах, колянках, трембитах когда-то звучали пастушьи мелодии, связанные с их трудом и личной жизнью. Были специальные сигнальные мелодии на доения овец. Утром старший трембитар должен был сыграть мелодию до рассвета, тогда подавал различные сигналы, и овцы уже сами знали когда им идти на дойку, а когда - на пастбище. Эта культура уже призабулась, как частично сохранилась на Закарпатье и в Ивано-Франковщини. На Львовщине уже мало кто на трембите сыграет. А на кувшине-свистульки? А на качечци, в которую заливают воду? А на гуслях, цитре?

... Коллекция господина Любомира образовалась, можно сказать, спонтанно. Он преподавал во Львовской консерватории музыкальные и фольклорные дисциплины, а в 2006 году там открыли факультет культуры и искусств, где была специальность етномузикологов. «Мне предложили вести курс этномузыкознавства для фольклористов. Я имел несколько народных инструментов и слегка на них играл, но студентам нужно было показать все разнообразие и богатство народных инструментов, игру на них - чтобы они где-то в экспедиции могли сыграть, определить диапазон, тональность, и так я начал собирать эту коллекцию », - рассказал он.

Он не раз ездил в различные горные уголки, искал инструменты на базарах, и то не один базар нужно было обойти, чтобы найти что-то интересное. Что-то ему дарили, но большинство инструментов покупал. Сейчас, зная его увлечение, друзья и знакомые подсказывают где и что можно купить. Для хранения и содержания такой коллекции нужны средства и помещения для которых нужно купить стенку, чтобы все это добро там хранить.

Время от времени свой сборник коллекционер выставляет в музыкальной школе имени Соломии Крушельницкой, во Львовском Национальном университете им. Франко, где в свое время тоже преподавал, во Львовском историческом музее, в Музее народной архитектуры и быта «Шевченковский гай», но все это - эпизодически. Такая коллекция заслуживает самостоятельный музей, поскольку в Украине нет отдельного музея музыкальных инструментов. И медлить с этим не стоит, пока еще инструменты хорошо сохранившиеся, пока еще можно найти что-то интересное, пока есть люди, которые могут сыграть на редких народных инструментах.

Музыковед собрал 700 етноинструментив | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 9

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,251 voters | 10 Комментарии