Добро пожаловать на Новости образования 29.09.2020 г. | 12:59

Школы, которые умирают без детей

  • 25.11.2013 г. | 13:17

159 школ Прикарпатья малокомплектных и испытывают нехватку учащихся . Эта проблема остра для всей Украины и является результатом демографического кризиса, который наблюдается в государстве.

За 13 лет количество учащихся в школах Ивано - Франковской области сократилась на 70 000 ! Поэтому неудивительно , что многие учебные заведения стали полупустыми и с ностальгией вспоминают свои лучшие времена и шумные школьные коридоры.

Мало учеников - многие школы

Что означает часто применяемый ныне выражение « малокомплектная школа » ?
Это учебное заведение без параллельных , полных классов и с небольшим контингентом учащихся . Как пишет газета " Галичина" , по данным департамента образования и науки Ивано - Франковской ОГА , в 159 малокомплектных школах области сейчас учится 6890 школьников .
- На фоне всей Украины Ивано - Франковская область еще достаточно хорошо выглядит по наполняемости школ и количества малокомплектных , - констатирует заместитель начальника управления образования департамента образования , науки , семьи , молодежи и спорта Ивано - Франковской ОГА иван Будзак . - Мы 40 школ I ступени , где учится менее 10 учеников , 32 - I- II ступеней , где учится менее 40 школьников , и 21 учебное заведение - I -III ступеней , где меньше 100 учеников . По этим показателям мы входим в десятку областей , которые имеют меньше малокомплектных школ ...

Однако малокомплектные школы есть повсюду , ведь демографическая ситуация кризисная . Иван Будзак говорит : «Ежегодно в учебных заведениях края« исчезает » около 2000 учащихся .

Почему так много школ сейчас пустует ? Этот вопрос станет риторическим , если принять во внимание статистику. 2000/2001 учебного года в школах области грызла гранит науки 222000 учащихся . С тех пор прошло уже 13 лет, « съели» около 70 тысяч школьников. Ведь сейчас в учебных заведениях Прикарпатья обучается около 147 тысяч детей. Поэтому неудивительно , особенно в отдаленных селах, классы могут насчитывать от одного до четырех учеников , а школы с каждым годом становятся меньше . Остро проблема малокомплектности предстает в Рогатинскому и Галицком районах . Здесь есть соответственно 40 и 25 неполных школ.

Особенности галицкой оптимизации

Начальник отдела образования Галицкой РГА Василий Матвеев констатирует , что сеть общеобразовательных учреждений Галицкого района велика. За 20 лет количество учащихся уменьшилось на 3000 . Оптимизация школ началась здесь еще в 2006 - м.
- Во многих случаях не хватало детей в населенном пункте , и школа сама по себе прекращала существования , шел естественный процесс , - констатирует педагог . - В 2011 году на сессии районного совета было принято решение об оптимизации сети учебных заведений. Цель этой оптимизации не в том , чтобы закрыть школу или не дать возможность детям учиться , а прежде всего в том , чтобы дать детям сравнению надлежащие условия обучения - то есть школу , в которой есть теплый класс , теплый туалет , нормальная столовая , спортивный зал и т. д. Это решение является направлением , магистралью работы , ведь выполнить его без согласия общины невозможно. Оптимизация идет планово , в зависимости от демографических процессов районов и возможности обеспечить детей и учителей надлежащими условиями учебы и работы , организовать их подвоз .

без первоклассников

Маленькие школьники - первоклассники - каждый учебный год делают неповторимым и особенным. А что делать , когда их нет в учебном заведении? Неужели такое возможно , удивитесь вы . Конечно , отвечу я . и в этом году о том , как это - начинать новый учебный отсчет без привычного пополнения , знают 15 школ области.

В Галицком районе это Высочанская школа I - II ст. , Староскоморохивська школа I - II ст. , Хохонивська школа I - II ст. , Делиивська ОШ I - III ст. , В Городенковском - Вороновский УВК «ОШ I ст. -ДУЗ » , в Долинском - Липовский школа I - II ст. , в Кольском - ДОВЖКОВСКИЙ школа I - II ст. , в Косовском - Великороженська школа I - II ст. , в Надвирнянском - Битковское ОШ № 1 I в . , Надворнянская школа- интернат I - III в . , в Рогатинском - Дибровский ОШ I ст. , Дичкивская школа I - II ст. , Добриновский школа I - II ст. , Колоколинська школа I - II ст. , Долинянська ОШ I - III ст.

В этом году 1 сентября в Делиивський общеобразовательной школе I -III ступеней Галицкого района было необычным. « Печально без первоклассников , - констатирует директор заведения Татьяна Клещ . - 1 сентября не выглядело на 1 сентября , даже некому было позвонить в звонок . Звонили одиннадцатиклассники . В следующем году будет веселее , в первый класс должны пойти семь учеников , а дальше , даст Бог , будет и 10 , и 15 ».

правильные решения

Реформаторы и радикалы скажут , что проблема малокомплектности можно решить легко , просто , но болезненно : закрыть учебное заведение , в котором нет достаточного количества учеников . Конечно , сказать можно все. А вы попробуйте , глядя в глаза детей и общества того населенного пункта , в котором функционирует такое учреждение , произнести приговор: у вас больше не будет школы. Поверьте , это сложно. Тем более , по закону остановить работу учебного заведения в сельской местности или реорганизовать его без согласия общины невозможно. и общины до конца отстаивают свою родную школу , даже если там учится всего три-пять учеников . У них мотивация одна не останется школы - не будет села .

- Я не согласен с мнением , что нет школы - нет села , - говорит начальник отдела образования Галицкой РГА Василий Матвеев . - Нет доброкачественной школы - нет доброкачественной образования , и не в количестве школ в районе , в области или в государстве вопрос , а в количестве таких школ , которые смогут предоставить доброкачественные образовательные услуги. Тут основа . А если в селе есть школа и в ней - четверо детей , мы должны идти к ребенку с полным комплектом знаний ХХI столиттяѕ Заведующая Водникивськои начальной школы Мария Билан , в которой учится 19 учеников , констатирует , что когда будет село и дети в нем , то будет и школа. Наверное , она права .

По словам Ивана Будзак , проблему малокомплектности лучше решит административная реформа , укрупнение сельских , поселковых советов автоматически приведет к укрупнению школ. « Наша позиция категорична - где дети , там должно быть начальная школа , - отмечает педагог . - Пусть один-два ребенка , но начальная школа должна быть в деревне, потому что мы таким образом можем ее потерять. Первый путь - создавать учебно - воспитательные комплексы , так называемые школы- сады . В последние годы мы активно это делаем. Прежде таким образом эффективно используем свободные помещения заведения и создаем условия для получения детьми дошкольного образования . Второй путь - реорганизовать школы I - II степени в I в. , А I - III ст. - В I -II вв. Это был бы лучший , самый умный и самый оптимальный путь , но опять же на это нужно согласие общества » .

замкнутый круг

Цель каждой школы - дать своим ученикам хорошие знания , которые помогут им реализовать себя в будущем обучении , профессии и жизни . Может выпускник малокомплектной школы конкурировать с выпускником обычной общеобразовательной с нормальной наполняемостью классов?

- Логично , что когда меньше учеников , - значит , учитель может больше внимания ему уделить , - констатирует Иван Будзак . - Но здесь нет состязательности , соперничества , нет коллектива , где школьники тянутся к лучшему , к более сильному . Дети учатся в замкнутом круге . К сожалению , успеваемость учащихся малокомплектных школ оставляет желать лучшего , они редко получают призовые места на предметных олимпиадах и различных творческих конкурсах. Выбрать лучшего представителя из 30 учеников и из трех - это небо и земля. Традиционно пальму первенства держат городские дети ...

Успеваемость учащихся зависит от самих учащихся - так считает начальник отдела образования Галицкой РГА Василий Матвеев . « Вот в одинаковую землю бросаем семена , ждем год- два , а взойдет тогда , когда и семена доброкачественное , и земля , и погода надлежащие . Так же и здесь , если есть одаренный ребенок , то , несмотря даже на то , в каких условиях она учится , ее все равно видно. Конечно , наша задача - дать ей лучшие условия , в которых будут и лучшие результаты » , - подчеркнул он.

В каждой малокомплектной школе есть неполные классы , то есть те , где учится менее пяти учеников , а это значит , что такие детки обречены на индивидуальное обучение . индивидуальное обучение - это не полный учебный день с полноценным учебным расписанием , а пять учебных часов в неделю для начального звена и восемь - для старшей . При таких условиях ученик должен приходить в школу только в час и получать выборочные знания. Учителя на собственном энтузиазме проводят полноценные уроки и выкладывают то количество часов , предусмотренной учебной программой для того или иного класса.

экскурсионные впечатление

Для того , чтобы увидеть собственными глазами , что такое малокомплектная школа , я поехала в Галицкий район . Здесь побывала в трех неполных школах I , I - II и I -III ступеней - Водникивський , Бышевский и Делиивський . Забегая вперед , скажу , что не такая уж страшная малокомплектная школа , как ее рисуют .
Бышевский школа I - II ступеней напоминает большую сельский дом с просторным двором. Внутри - уютно , как в бабушкином доме . В коридорах - тишина несмотря на то , что была как раз перерыв . Наверное , это потому , что учеников здесь немного - всего 16 . « Нас мало , но мы сильны » , - констатирует учительница истории Александра Шурпета .

В этом заведении только один класс является полным - девятый , остальные школьники учится по индивидуальному графику. «Учителя за свой счет проводят все уроки по программе , - отмечает директор школы Светлана Мислюк , - и каждый класс имеет классного руководителя , хотя это и не предусмотрено ».

На должности директора Бышевский школы Светлана Мислюк с 2005 года. Тогда здесь было 35 детей. « Я в этой школе училась и здесь работаю от первого до последнего дня , болею за нее . В этом году мы праздновали 40- летие школы , а я , тогдашняя четвероклассница , была свидетелем того , как это помещение только открывали. и нас было 14 в классе , а в школе - 80-100 учащихся . и что интересно , с 14 одноклассников только я осталась в деревне » , - вспоминает Светлана Зиновьевна.

Сразу возле школы примостилась старая , ободранная и пустой дом . Это ли не лучшая иллюстрация и причина того , почему в селе с каждым годом уменьшается учащихся .

Делиивську школу видно издалека , она огромна , может вместить до 525 учащихся . Сейчас в ней учится всего 66 детей . Когда только открыли заведение , здесь получали образование 380 учащихся . Это наибольшее количество учеников за всю ее историю. В перспективе заведение планируют реорганизовать в учебно -воспитательный комплекс . Тогда и детей больше.

Гипершкола - это первая ассоциация , которая возникает во время пребывания в этом заведении : чрезвычайно большой вестибюль , спортивная и актовый залы , мастерская , длинные и широкие коридоры , многие учебные кабинеты - и так мало детей. «Если в каждый угол , который является в школе , поставить по ученику , остались бы свободные углы ? Может , учеников бы ни стало » , - улыбаясь рассказывает директор школы Татьяна Клещ .

- Нам здесь хорошо работается , потому коллектив хороший , - отмечает учитель украинского языка и литературы Ольга Скоропанюк . - Хотелось , чтобы было больше детей в школе , но имеем то , что имеем , возможно , в будущем их количество будет расти. Когда шла в школу , думала , что труднее преподавать перед 30-ю учениками , но в действительности это не так. Если в классе пятеро детей , то учителю надо больше выкладываться ...

Захожу на урок к одиннадцатиклассников. Кстати , это самый класс Делиивськои школы - насчитала аж 14 учеников . Президент ученического самоуправления Юля Бабий признается , что школа ее мечты выглядит несколько иначе , чем ее родной заведение , ведь имеет лучшее оборудован компьютерный класс и современную спортивный зал .

В девятом классе тоже учеников немало - восемь . Девятиклассник игр смело говорит о том , что именно ему не нравится в его родной школе : это старые окна и такие же компьютеры. Его одноклассница Ульяна придерживается своего мнения : «Это моя родная школа , и я ее люблю такой , какая она есть» .

В четырех классах Водникивськои школы учится 19 учеников . В лучшие времена здесь было около 40 детей. «Количество школьников начала уменьшаться , когда люди стали выезжать за границу на заработки , - говорит заведующий заведения Мария Белан. - В этом году в первом классе есть девять учеников , во втором - четырех , третьем - четвертом - по три . Хотелось , чтобы у нас была большая наполняемость классов , ведь в большом классе ребенок на кого равняться ». Выпускники Водникивськои школы продолжают свое обучение или в Дубовцах , или в Мариямполе . И хотя Водники относятся к Мариямпольский сельского совета , чаще продолжают обучение в Дубивецький школе , ведь она ближе - в четырех километрах , а Мариямпольский - по семь.

Точки над « и » поставила в Дубивецький общеобразовательной школе I -III ступеней , в которой учится 220 учеников . Движение, жизнь - это первые впечатления от заведения, возникают уже на его дворе. Внутри тоже кипит жизнь , уют и атмосфера знаний . Наверное , в такую ​​школу все-таки больше хочется ходить , ведь в ней учиться веселее.

Больше новостей о ситуации в Прикарпатье читайте на сайте новости Харькова - портале nahnews.com.ua

Школы, которые умирают без детей | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 21

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,244 voters | 10 Комментарии