Добро пожаловать на Новости образования 27.06.2019 г. | 11:32

Почему для многих первое рабочее место становится журавлем в небе?

  • 26.08.2013 г. | 10:30

В свете нынешних реалий с проблемным трудоустройством выпускников вузов III-IV уровней аккредитации немало старшеклассников общеобразовательных школ и их родителей обращают свой взгляд на базовые высшие учебные заведения I-II уровней аккредитации (бывшие техникумы и училища).

Количество колледжей и профессиональных лицеев выросла на Прикарпатье уже к 33, что само по себе достаточно убедительным ответом на сегодняшние вызовы времени относительно востребованности тех или иных профессий. Потому в колледже, во-первых, учиться не так долго и не так затратно, как в университете. А во-вторых, здесь быстрее, чем в университете, могут перестроиться и открыть в себе ту или иную новую - «ходовую» на рынке труда специальность. Впрочем, как пишет газета "Галичина", молодой человек со средним техническим образованием, как когда-то говорили, может и за рубежом без особых трудностей найти работу по своей специальности, в отличие от, скажем, новоиспеченного педагога, едет туда, потому что в родном крае ему по этой специальности трудно трудоустроиться. Там, говорят, большой спрос на механиков, автомобильных электриков - эти специальности открыли в Надвирнянском колледже Национального транспортного университета.

Директор этого колледжа и одновременно председатель совета директоров вузов I-II уровней аккредитации области Ростислав Нагорный имел свои предложения относительно того, как отрегулировать существующую практику формирования и размещения государственного заказа:
- Согласно постановлению Кабмина от 2010 директор базового колледжа или ПТУ должно обеспечить заключение трехстороннего соглашения между студентом (учеником), принятый на обучение, управлением образования и работодателем по его трудоустройства после окончания учебного заведения. Конечно, каждое учебное заведение заинтересован в получении как можно большего госзаказа на подготовку специалистов для народного хозяйства и выделении ему соответствующей суммы средств, и с таким ожиданием направляет в Министерство образования и науки данные о количестве сделок, заключил с работодателями. Но это требование постановления, мягко говоря, не учитывает сегодняшних реалий. Потому когда директор обращается к предпринимателю, чтобы поставил под соглашением свою подпись, то слышит: «Ученик учиться у вас три года. Вы хотите, чтобы после этого я взял его на работу. Но я и сам не знаю, тогда мое предприятие еще существовать ». Намекает предприниматель на ухудшение экономической конъюнктуры, налоговый пресс. Все же он, поддавшись наконец уговорам, соглашается написать в соглашении, такого-то студента или ученика после окончания учебного заведения «будет трудоустроено». Когда приходится отчитываться о выполнении таких соглашений, то ни один из руководителей предприятий ссылается на независимые от него объективные причины отказа выпускнику учебного заведения в трудоустройстве. Здесь уже за невыполнение соглашения крайним становится директор колледжа. Важно, что он старался организовать для студентов учебный процесс на современном уровне, создать для этого надлежащую материальную базу.

Нынешний рост популярности колледжей среди юношей и девушек и их родителей объясняется тем, что эти учебные заведения в значительной степени взяли на себя функции средней общеобразовательной школы по профессиональному обучению. Конъюнктура рынка труда в последние годы изменилась так, что вырос спрос на специалистов технических специальностей - им трудоустроиться намного легче. В то же время многих ребят убедить в уже избыточном количестве на рынке труда экономистов, финансистов, правоведов невозможно - они продолжают подавать заявления на эти специальности.

- Теперь на государственном уровне разрабатывают проекты законов «О высшем образовании» и «О профессиональном образовании». К системе каких учебных заведений законодатель унесет колледже, мы еще не знаем, - говорит Г. Нагорный. - Если к системе профессионального образования, тогда наше заведение выведут из структуры столичного университета. Но в любом случае, думаю, обучение студентов в колледжах должно финансироваться преимущественно за государственные средства - так же, как обучение учащихся в старших классах общеобразовательных школ. Ведь сейчас мы почти не принимаем абитуриентов на базе 11 классов, а преимущественно окончивших 9 или 10 классов. На мой взгляд, государство должно финансировать и вообще подготовку специалистов в базовых колледжах, а не только подготовку их по госзаказу.

Г. Нагорный считает, что время также провести паспортизацию местных учебных заведений. Ведь не секрет, что есть среди них и такие, которые до сих пор, не имея надлежащих материальной базы и кадрового потенциала преподавателей и мастеров производственного обучения, правдами и неправдами получали лицензию на подготовку специалистов.

Диплом о высшем образовании еще ничего не гарантирует ...

Конечно, вряд ли можно добиться идеального обеспечения пропорций между рынком образовательных услуг и рынком профессий, если конъюнктура последнего ощутимо меняется даже в течение пятилетнего периода обучения студента в университете. С точки зрения развития экономики лучше иметь даже некоторый избыток подготовленных специалистов определенной специальности, чем столкнуться с острой проблемой нехватки специалистов, особенно в инновационных отраслях.

Директор областного центра занятости Григорий Горбаль:
- Я несмотря сегодняшнюю ситуацию не сторонник того, чтобы уменьшить в области предоставления услуг по получению молодежью высшего образования. Поскольку речь идет об интеллектуальном уровне не только отдельного индивида, но и всего общества, определять в дальнейшем духовный и материальный уровень жизни выпускника вуза - конечно, при условии, что он рано или поздно будет достойную работу. А я верю, что эту болезненную для многих вчерашних студентов и их родителей проблему все-таки решим - совместными усилиями службы занятости, работодателей, учебных заведений. Отметим, что в настоящее время ситуация с трудоустройством выпускников ИФНТУНГ и ПНУ им. В. Стефаника не особо радужная. В последние годы сразу устраивались на работу только половина из них или несколько больше. Это те, кто едет работать по государственному заказу, и те, которым удается «зацепиться» за рабочее место, обычно с помощью родителей и знакомых, часто, как говорят, не без взятки. Остальным же приходится идти на «биржу».

Но одновременно ложное и представление о том, что Прикарпатья вузов III-IV уровней аккредитации (то есть высшие учебные заведения, собственно, в привычном для людей старшего поколения понимании) сейчас набирают на обучение слишком много молодежи и потом далеко не все их выпускники могут трудоустроиться. Лет шесть назад в этих заведениях обучалось 60000 студентов, а сейчас - только 46 тысяч. По сравнению с предыдущим учебным годом вузов недосчитались 1700 студентов. Опять же это следствие негативной демографической ситуации.

Сначала - прогноз социально-экономического развития

Создать, эффективный механизм определения государственного заказа на выпускников учебных заведений далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Легче возложить всю ответственность за это на региональные службы занятости.

- Но тогда нам делать крайними, если наши прогнозы на несколько лет вперед НЕ подтвердятся и количество подготовленных вузов и ПТУ специалистов тех или иных специальностей и дальше не будет соответствовать потребностям региона, - предполагает директор областного центра занятости Григорий Горбаль. - На основе чего мы делать такие прогнозы? Мне говорят сверху: проводи мониторинг, выпускников каких специальностей много на вашем региональном рынке труда и не давай согласования на подготовку учебными заведениями тех специалистов в чрезмерных количествах ». Если так подойти сегодня, то что вообще останется от системы образования в области? Наконец, наш центр занятости и в предыдущие годы составлял баланс рынка труда на перспективу. В идеале он должен быть основой для определения реальных потребностей в подготовке Прикарпатья учебными заведениями специалистов тех или иных специальностей. Мы, в частности, обращались в профильные управления облгосадминистрации по данным о возрастном составе медиков, педагогов. Так сказать, прикидывали, количество из них и какого года достигнет пенсионного возраста и выйдет на заслуженный отдых. Но сейчас люди перестали идти на пенсию окончательно - через ее мизерные размеры в большинстве люди этих профессий. и все наши расчеты полетели кувырком. НЕ высвобождаются в школах места, которые могли бы прийти выпускники педагогических учебных заведений. Я знаю школу, где 74-летняя женщина до сих пор работает учителем физкультуры.

Председатель совета профсоюзов области Игорь Басюк видит вопиющую социальную несправедливость в том, что в некоторых школах могут дать 0,25 ставки молодой учительнице - матери двух или трех детей, тогда как пенсионерку оставляют на 0,75 ли полной ставке. Мало бы быть наоборот, считает он. Молодой учительнице остается утешать себя тем, что однажды «зацепилась» за рабочее место, и надеяться на лучшее. Ведь в области сейчас чувствуется большой избыток педагогических кадров - средняя нагрузка на учителя составляет лишь 12 часов в нормы - 18.
В то же время есть вакансии педагогов на Верховинщине, в отдаленных селах других районов. Многие выпускники, над которыми навис дамоклов меч безработицы, готовы ехать работать и в других областях. Одно их только сдерживает - отсутствие элементарных условий для обустройства на новом месте.

Относительно медиков, то сейчас в области провозгласили программу укомплектования сельских медицинских учреждений врачами, которые и жили в деревнях, а не подъезжали туда из городов, так, казалось бы, для новоиспеченных специалистов здравоохранения открываются хорошие перспективы трудоустроиться там и проверить свою профессиональную пригодность в ФАПе или в амбулатории, а не в облегченных условиях крупных клиник. Думала так и выпускница Черновицкого медуниверситета, которая, как рассказал на круглом столе Г. Горбаль, приехала по направлению работать в врачебную амбулаторию одного из прикарпатских сел.

- Молодая женщина с двумя маленькими детишками прибыла сюда, а муж остался в Черновцах, где он имеет работу. и новоиспеченная врач с удивлением обнаружила для себя, что предоставленная ему как молодому специалисту «жилплощадь» - это на самом деле старый дом-развалюха, дыры в которой заработанные пенопластом, а удобства - в конце городуѕ Конечно, она отказалась работать в этом селе: «Здесь ни работы, ни жизни ». Но самое интересное другое. Сельский голова вид, что возмущен ее поступком: «Когда меня направили работать сюда, в нашу деревню, то жил я в еще худших условиях». При этом он скрыл от меня то, что вскоре получил квартиру в построенном тогда колхозом доме специалистов и уже в наше время этот дом полностью приватизировал вместе со своими родными.

Участники круглого стола в Ивано-Франковске были единодушны в следующем: нельзя допустить, чтобы сверху пытались сократить государственный заказ. Чтобы центральная исполнительная власть не переводила ответственность за решение вопросов трудоустройства молодежи на местные властные структуры, на ту же региональную службу занятости, на руководителей учебных заведений. Система образования развалить легко, а потом восстановить будет очень сложно. Похоже, что из-за дефицита средств в госбюджете государство хотело бы сбросить с себя часть бремени по финансированию учебных заведений, снять с себя ответственность и за трудоустройство их выпускников. Но такая политика может привести к тому, что Украина потеряет целое молодое поколение.

Почему для многих первое рабочее место становится журавлем в небе? | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 16

Предыдущие статьи

Четверг 13-дек

Понедельник 26-ноя

Воскресенье 25-ноя

Понедельник 12-ноя

Воскресенье 11-ноя

Четверг 08-ноя

Пятница 02-ноя

Четверг 01-ноя

Вторник 23-окт

Пятница 12-окт

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,237 voters | 10 Комментарии