Добро пожаловать на Новости образования 23.08.2019 г. | 15:23

Николай Вашуленко: Школьное образование сосредоточено на формировании украинского, который уважает, знает, любит, ценит свой гос

  • 09.05.2013 г. | 08:33

Автор «Букваря» для украинских первоклассников академик Национальной академии педагогических наук Украины, доктор педагогических наук, профессор Николай Вашуленко утверждает, что целью современной школы является научить детей высказываться.

О том, каким образом это можно сделать, об общих принципах речевой образования в начальной школе и о перспективах украинского языка в нашем государстве говорилось в интервью Николая Вашуленко для «Тернопольской липы». Для этого разговора удалось выкроить буквально несколько минут на перерыве во время научно-методического семинара «Обновление целей и содержания начального языкового образования в современной школе», на который ученого и были приглашены в Тернополь.

Такая мера для ведущих специалистов начального образования школ города, педагогического университета, городского управления образования и науки проходил на базе Тернопольской специализированной школы № 3. Кроме собственно семинара, где обсуждались научно-методические ориентиры начального языкового образования, присутствующие имели возможность посетить и открытые уроки учителей школы № 3 - победителей Всеукраинского конкурса «Учитель года». Делясь впечатлениями от общения с тернопольские коллегами, Николай Вашуленко рассказал, что это очень важно и полезно - находиться в обществе единомышленников.

- Учительская общественность знает меня по моим публикациям, учебниками. Это и «Букварь» и «Украинский язык», и сопутствующие материалы - учебные пособия, прописи, методические пособия и учебники по методике обучения украинскому языку, созданы под моим руководством. Поэтому учителя прислушиваются к моим мыслям, советов, требований.

Сегодня я пытался показать в историческом разрезе, что произошло за последние сорок лет с начальным языковым образованием. Выделяю его отдельно, потому оно является специалистом именно начальной школы, однако отрывать ее от общей школьной языкового образования нельзя. Школьное образование сосредоточено своим вниманием на формировании украинского, который уважает, знает, любит, ценит свой государственный язык, причем, не только на эмоциональном уровне, но и на уровне государственного стандарта начального образования. А стандарт этот нас ориентирует на компетентностный подход к обучению. Речь идет о том, чтобы тем, чего дети научились на уроке, они могли воспользоваться в быту, в своих «маленьких» жизненных ситуациях вроде поездок в транспорте или походов в магазин, но которые постепенно «расти», ведь и дети с первоклассников вырастут до граждан нашего государства. И в этом я убеждал учителей. Радуюсь их хорошего уровня. Кстати, в свое время возглавлял жюри Всеукраинского конкурса «Учитель года» в номинации «Начальное образование», и на одном из конкурсов - это было в 2004 году - педагог по Тернопольской школы № 3 Светлана Цибульская стала победителем. Теперь я был у нее на уроке и горжусь, что отчасти является создателем этого учителя.

Николай Самойлович, за последние тридцать современное общество стало кардинально другим: компьютеры, мобильные телефоны, Интернет и т.п.. А как в этом контексте изменились основы изучения родного языка для детей?

Изменились в лучшую сторону. Приведу пример: в советские времена не было уважения устному слову. Мы слышали, как руководители государства - и Украины, и всего бывшего Советского Союза - высказывались. Точнее, мы видели, как они читают, и если в словах случался перенос, то получалось вообще нечто парадоксальное. А сейчас возник культ устного слова. Вот если кто-то хочет попасть на высшую ступень в государстве, скажем, в Верховную Раду, то мы будем слушать, если он с трибуны «маружитиме» какие-то тексты, написанные даже не им, а для него? Нет! Мы хотим слушать «живое» слово - слово, которое утверждает, преклоняет к мнению того, кто высказывается, дает возможность докладчику найти в аудитории, перед которой выступает, своих сторонников, единомышленников, сторонников.

В этом отношении задача современного школьного языкового образования - научить высказываться, в отличие от той цели образования, по которой ее приобретало старшее поколение, как и приобретало диплом на заказ. А это был грамматический подход, где в основе лежали знания, умения и навыки, которые учителя должны формировать у учащихся. Обратите внимание - на первом месте стояли знания! А всем выпускникам школы понадобятся языковые знания как системы языка в их профессиональной деятельности? Будущим учителям начальных классов такое нужно, ведь это первый учитель родного языка в школе, учителям украинского языка и литературы, журналистам, театральным работникам - они должны в совершенстве владеть словом, орфоэпии украинский. А что касается всех выпускников средней школы, - безусловно, каждый из них займет какую-то нишу в определенной профессиональной деятельности. Однако сопровождением для нее обязательно будет деятельность речевая. Итак, сейчас цель школьного обучения - сформировать языковую личность, научить детей высказываться. И наши учебники, к которым я причастен, должны научить детей высказываться, строить текст, входить в речевые отношения в различных ситуациях. Речь идет не только об обучении, - чтобы языковые знания способствовали тому, чтобы высказаться на уроке биологии, истории, - но и другие жизненные моменты, в которых оказывается на каждом шагу ученик начальной школы, то есть, 6-9 летний ребенок. Культура речи и культура общения - на первом месте. Этого у нас, к сожалению, в прошлые десятилетия не было.

А то, что я вижу в Тернопольской школе № 3, то эти ученики могут обратиться не только на украинском языке, но и иностранным. Представляю, какое впечатление они производят на гостей из зарубежья, и как высоко те оценивают нашу систему образования. Однако она все же заслуживает этого доброго слова, ведь при всех проблемах, которыми мы недовольны в различных сферах школьного и «вузовской» образования, положительные стороны, положительные черты нашего образования - наяву. И это за счет таких энтузиастов, которых мы видим на Тернопольщине.

Основной вопрос, который всегда беспокоит родителей будущих первоклассников, - нужно детям уметь читать, когда они идут в первый класс? Ваше мнение по этому поводу как автора «Букваря»?

Очень непростой вопрос для однозначного ответа. Судьбой жизни я оказался в такой ситуации, что пошел в первый класс, когда мне исполнилось 6 лет, в 1947-м. Так я - «шестилетка» по своей сути. И случилось так, что как заведующему отделом начального образования в Институте педагогики мне пришлось решать проблему с перехода детей на систему обучения с шестилетнего возраста. Тогда очень часто звучало, что мы, мол, «год жизни у ребенка забираем» и другие. Но хочу сказать о себе: когда я пришел в школу, для меня «Букварь» стал открытием в мир. Каждая иллюстрация, каждый текст были чем-то новым. Но сейчас шестилетние дети совсем другие. Практика показывает, что значительная часть будущих школьников, особенно в городе, приходят в первый класс с определенной степенью сложившейся навыком чтения. То есть, у каждого это присутствует на разном уровне: знают буквы, умеют складывать слова побуквенно, по слогам, а некоторые - даже и превосходят программные требования по чтению на завершение первого класса! Я не сказал бы, что это вредно. Но хочу вернуть вопрос в других сторону. Тот «Букварь», который я создал со своей соавтором, рассчитан на первоклассников, которых читать учит учитель. Однако система упражнений, которые там можно увидеть на изучение каждой буквы, представленная в очень разнообразных формах. Мы предложили учителю возможность в течение урока дать задание для тех детей, уже умеющих читать, умеют это делать частично и тех, кого он действительно учит читать.

Современный «Букварь» - его даже нельзя называть элементарной алфавиту, азбукой - это действительно первая учебная книга по языку. Она охватывает знания о фонетической и графической системы украинского языка. Это сложный материал в языкознании. А сложилось так, что шестилетние первоклашки начинают с него: с фонетики и графики. Поэтому для родителей, которые готовят ребенка к школе, конечно, не лишним будет познакомить детей с буквами. Но скорее надо «раскрыть» ребенку уши: научить услышать звуки, которые произносятся в том или ином слове. Возьмите простые слова и научите его слышать, что она произносит, и воспроизвести эти звуки. Это была бы большая польза и для ребенка, и учителя, чем то, что она научились читать.

В свете Закона о языке, каковы Ваши прогнозы относительно изучения украинского языка и вообще ее положения в государстве на будущее.

Я родом из Киевской области, живу на Киевщине, работаю в Киеве. Сколько нареканий мы можем слышать, что в Киеве не звучит украинский язык! А я с каждым годом слышу все больше, как она звучит: в транспорте, в магазине. НЕ сплошь, но очень часто ...

Народ остается народом до тех пор, пока живет его язык. И в будущем, я уверен, что украинский язык «не умрет, не погибнет», потому что это действительно большая речь, достойная, красивая!

Николай Вашуленко: Школьное образование сосредоточено на формировании украинского, который уважает, знает, любит, ценит свой гос | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 26

Предыдущие статьи

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,237 voters | 10 Комментарии