Добро пожаловать на Новости образования 04.06.2020 г. | 00:04

Кому мозолит равный доступ к образованию?

  • 22.01.2013 г. | 13:11

Система ВНО, которую поддерживает около половины украинских, требует развития, а не отмена, считают эксперты

Вскоре после того, как будущие абитуриенты начали отправлять документы для регистрации на ВНО, стартовавшая 4 января, в послепраздничный информационной тишине как гром среди ясного неба прозвучало заявление первого вице-спикера Верховной Рады Игоря Калетника: мол, не нужно нам это независимое оценивание, потому ухудшило оно качество образования, поэтому надо возвращаться к старой системе вступительных экзаменов. О том, что стоит за этими высказываниями, о последствиях, которые будут угрожать будущим абитуриентам и украинских образовании в целом в случае уничтожения внешнего оценивания, говорили эксперты «круглого стола» «Кому и почему мешает ВНО: роль независимого оценивания в украинском образовании».

Лилия Гриневич,
председатель Комитета Верховной Рады
по вопросам науки и образования:

- Это определенная тактика - забрасывать в общество щекотливые вопросы, чтобы не говорить о чрезвычайно важные насущные вещи. Сейчас в системе образования должны катастрофическую ситуацию с бюджетом, запланированным на 2013 год. Частности в вузы серьезное недофинансирование даже по так называемым защищенным статьям. Органы местного самоуправления думают о том, как сокращать сеть школ, потому что они также профинансированы не полностью. Учителей заставляют идти в отпуск за свой счет для того, чтобы сэкономить на оплате их труда. Это серьезные вопросы, которые тоже нужно обсуждать.

Относительно внешнего оценивания, я хорошо помню, как в 2001 году только разворачивалась дискуссия относительно его внедрения. В то время мы имели катастрофическую ситуацию с коррупцией и злоупотреблениями. Был проведен социологический опрос, который показал единодушную поддержку изменений в системе вступительных экзаменов. Поэтому предложение отказаться от ВНО свидетельствует, по моему мнению, прежде всего о простое меркантильное желание вернуться снова к коррупционным схемам. Это будет первое следствие отмены ВНО. Понятно, что внешнее оценивание имеет значительно большее значение, чем только механизм противодействия злоупотреблениям поступления в вузы. Это та самая «линейка», которой можем измерить и сравнить учебные достижения выпускников в разрезе всей страны. Внешнее оценивание - источник достоверной информации о качестве всей образования.

Второе, что приходит в голову: политики не понимают роли ВНО в формировании мнения о нас в международном сообществе. Практически во всех цивилизованных странах существуют системы внешних экзаменов, которые так или иначе свидетельствуют о качестве образования. Они являются признаком цивилизованности в образовании, поэтому отмена ВНО может очень подпортить имидж Украины.

В-третьих, откровенные манипуляции со статистическими данными и и непрофессиональная аргументация, прозвучавшая в заявлении первого вице-спикера, свидетельствуют об одном: мы должны защищать внешнее оценивание путем широкой профессиональной дискуссии. Поэтому Комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования единогласно принял решение провести слушания о законодательном обеспечении высшего образования в Украине, где отдельным пунктом будет вопрос о роли и развитие ВНО.

Во внешнем оценивании есть много вопросов, сейчас мы находимся на этапе роста. Впрочем, с проблемами сталкиваются и страны, где внешние экзамены существуют более века. История ВНО в Украине еще очень короткая, и до внешнее оценивание не урегулирован законодательно. А это значит, что любые политики или представители власти могут достаточно легко с помощью политического давления посягать на его существование. Поэтому мы ставим задачу законодательно урегулировать ВНО.

Уже внесены два законопроекта о высшем образовании в Украине. По моим прогнозам, будет еще два-три. В законопроекте от трех оппозиционных фракций мы четко выписали ряд важных аспектов ВНО. В частности урегулировали статус внешнего оценивания, особенности привлечения работников к его подготовки и проведения, вопросы защиты информации, доступа к обезличенной информации для проведения анализа результатов и т.п.. Мы также предполагаем развитие теста общей учебной компетентности, который выровняет шансы тех абитуриентов, которые не имели доступа к качественному среднему образованию.

Ирина Зайцева,
директор Украинского центра
оценивания качества образования:

- Ключевое определение поводу, который нас собрал, есть заявления первого вице-спикера - непрофессионализм. Откуда взяты приведенные цифры, на чем вообще ∂ основывается высказывания, или предшествовавших этому какие-то общественные обсуждения, мероприятия с учителями, преподавателями высшей школы? Понятно, что этого сделано не было. Я очень благодарна коллегам, которые уже отреагировали на это высказывание, в частности Станиславу Николаенко, который сказал, что независимое тестирование - это один из немногих успехов нашего молодого государства, и его надо не отменять, а развивать.

Проблемы в системе ВНО действительно есть. Это и вопрос роста и потребность совершенствовать содержательную часть, и процедура проведения. К сожалению, это и финансовые проблемы, которые возникают из года в год. 2013 независимое оценивание профинансировано на уровне 2011-го, когда у нас было 258 000 участников. Прогнозируемая цифра этого года - 311,5 тысячи. Понятно, что финансирование не хватит. Проблемной является зарплата работников, которую не повышались с 2006-го. В этом году мы согласовали с Минсоцполитики вопросы заработной платы, все документы подписаны и сейчас переданы в Минфин. Посмотрим, чем это закончится.

Не решена проблема со зданием: Украинский центр оценивания качества образования не имеет своего помещения, которое бы отвечало всем требованиям к ВНО и давало возможность всем нашим структурам расположиться в одном месте. 2007 года строительство началось, однако 2008-го прекратилось. Позапрошлом было постановление Кабинета Министров о выделении средств, однако этого так и не произошло.

Ирина Бекешкина,
директор фонда «Демократические
инициативы »имени Илька Кучерива:

- Последние социологические исследования четко свидетельствуют, что система поступления в вузы по результатам внешнего независимого оценивания поддерживает большинство украинских. Люди довольно высоко оценивают возможности ВНО, считая основными позитивами то, что оно ставит всех в равные условия, позволяет одаренным детям поступить в любой вуз и уменьшает уровень коррупции при поступлении. Большинство настроено против предложения, чтобы при поступлении в вузы к результатам ВНО и балла аттестата добавился экзамен, которые будут проводить университеты, видя, что это приведет к коррупции.

Относительно заявления первого вице-спикера, то на его упрек, мол, внешнее оценивание не выполняет своих функций, сделан на основании того, что 80% учащихся тесты не нравятся в таком виде, возможно, даже и не стоило бы обращать внимание. Но мы видим, как встревожилась общественность, следовательно, об этом надо говорить. Во-первых, у учащихся можно, например, спросить, нравится ли им, задающие домашнее задание. Очевидно, что 98% их скажут: «Нет». И таких вопросов можно поставить много. Кроме того, в этом случае было возбуждено коренной принцип корректного обращения с данными: когда называют какие-то цифры, следует указывать, кто, как и в любом исследовании их получил и кто за это отвечает. Вполне возможно, что опросили учеников двух классов, на основании чего и сделали какие-то выводы.

Заметьте, что заявления об отмене ВНО не звучали во время выборов. Почему? Потому что были известны результаты социологических исследований. А они свидетельствуют о стабильности отношение к ВНО и стабильность его поддержки. Важно, что одобрительная оценка наблюдалась как при предыдущей власти, так и при нынешней. И год от года этот позитив несколько возрастает, потому что люди видят конкретные результаты внедрения ВНО. Думаю, именно то, что оно ставит абитуриентов в равные условия, раз и мозолит кое-кому, кто стремится отменить независимое оценивание. Равный доступ к образованию не нравится очень многим.

ВНО - это то, что объединяет Украину. Положительно оценивают его и не хотели бы введения экзаменов вместо независимого оценивания сторонники разных политических сил. За исключением разве что коммунистов, что, в принципе, понятно, поскольку их избиратель - это люди старшего возраста. Кроме того, очень важно, что в обществе растет понимание значения вопросов образования в целом. Люди понимают, что будущее страны зависит от того, насколько качественной будет образование. А она не может быть такой без совершенствования ВНО.

Владимир КОВТУНЕЦ,
эксперт программы НАТО
содействия внешнему тестированию в Украине:

- Вопрос качества ВНО возникает не впервые, и, возможно, наиболее жесткая его критика наблюдалась в первые годы, когда против внешнего оценивания выступала часть ректоров. Поэтому мы занялись исследованиями, сосредоточившись на следующем: насколько справедливо доступ к высшему образованию, насколько разные категории населения могут конкурировать на равных правах и какое отношение общества. Методами математической статистики, которыми во всех ведущих государствах исследуют эффективность системы поступления в высшие учебные заведения, продемонстрировано, что ВНО в Украине обеспечивает оптимальный отбор студентов в вуз.

Заявления о том, что через ВНО мы хуже студента, - абсолютная неправда. Мы провели десятки «круглых столов» с ректорами вузов, которые прибегают к аналогичным исследований и имеют такие же результаты. Грамотные ректоры против ВНО уже не выступают.

Время проведения вступительных испытаний в вузах (в частности экзамен по иностранному языку 2008 года, творческие конкурсы 2009 года на журналистику и архитектуру) объективно ухудшают конкурсный отбор студентов. Т.е. без проведения этих испытаний вузы должны лучших студентов. По моему мнению, причина заявлений об отмене ВНО кроется не только в желании вернуть коррупцию. ВНО за несколько лет продемонстрировало, которые вузы лучшие, а кого пора закрывать. Лидеры - это те, к кому идут лучше подготовлены выпускники. Поэтому делая выводы из происходящего, надо и присмотреться, какие государственные вузы мы финансируем.

Игорь ЛИКАРЧУК,
директор Центра
тестовых технологий
и мониторинга качества образования:

- Вернусь к исследованиям, которые презентовала Ирина Бекешкина (фонд «Демократические инициативы» отслеживает ситуацию с ВНО, начиная с 2008 года). В них есть такой пункт, как «Основные недостатки поступления в вузы по результатам ВНО». Обращу внимание на три цифры. 44,8% заявили, что основным недостатком является несовершенство тестов. В марте 2011 года этот показатель составлял 31,3%, а в 2008 году, насколько я помню, - 26,5%. Следующий пункт: «Нет уверенности, что тестирование происходит честно и с соблюдением всех процедур». Данные за 2011 год снова высокие, так же как и показатель пункта «Непонятная система окончательного зачисления абитуриентов». Это свидетельствует, что в системе ВНО нарастают негативные тенденции, которые, возможно, в какой-то мере и обусловили подобные заявления.

Технология проведения оценки, основные методологические и организационные основы формирования тестовых заданий не менялись, начиная с 2006 года. В УЦОКО значительно ухудшились условия работы сотрудников, запущено формирование банка тестовых заданий, что и стало причиной сокращения заданий в тестах по истории Украины и физике этого года. Не введен тест общей учебной компетентности, который был апробирован еще в 2009 году, не разрабатываются разноуровневые тесты по математике, иностранным языкам, истории Украины. Ведь невозможно предлагать один и тот же тест по математике абитуриенту, который вступает на механико-математический факультет, и тому, кто хочет учиться на факультете, где готовят учителей трудового обучения.

К большому сожалению, с 2006 года не изменилась организация проведения ВНО. Но за это время изменения претерпели формы получения информации с помощью электронных средств, которыми сейчас участники оценивания обладают очень хорошо. Не решен вопрос о создании учебно-методических центров внешнего оценивания, которые могли бы работать в каждой области и в крупных районных центрах.

Итак, брак изменений в системе ВНО может привести к тому, что вместо субъективных мнений об уничтожении внешнего оценивания это станет объективной реальностью, против которой не найдется возражений. Сложившаяся ситуация - очень важный звонок в контексте дальнейшего развития системы внешнего независимого оценивания.

Павел Полянский,
директор Центра образовательного мониторинга:

- Заявления об отмене ВНО и возврат к привычной для людей старшего возраста системы вступительных экзаменов должны привести следующий логический шаг - передача вопросам вступления в Министерство доходов и сборов. Тогда это было бы по крайней мере честно.

В случае отмены внешнего независимого оценивания и возврат к вступительным экзаменам восстановится и пропасть, которая существовала еще в 90-х годах прошлого века между требованиями школы и требованиями при поступлении в вузы. Напомню, что главной целью на первом этапе внедрения ВНО была как раз не борьба с коррупцией, а преодоление несоответствия, когда при поступлении в вузы от детей требовали знаний тех предметов, которые они в своей школе не изучали вообще. И одной из крупнейших заслуг ВНО является то, что этот мостик между требованиями при поступлении в вузы и школой восстановился.

Во-вторых, в случае уничтожения ВНО ликвидируется общенациональный мониторинг качества школьного образования. И затем, как это и было раньше, в каждой школе могут сказать: «Мы очень хорошо учили детей, а не вступили они только потому, что этому помешало взяточничество в вузах». Зато в вузах могут оправдаться, что они выпускают некачественных специалистов, поскольку, мол, получили слабых выпускников.

Если вернут вступительные экзамены, абитуриенты потеряют право поступать в несколько вузов, потому что совпадение экзаменов в один и тот же день в разных вузах и городах сделает это физически. Вернется квартирный бум в крупных городах, ведь абитуриентам надо будет ехать в места введения, платить за билеты, снимать квартиру, платить за свое проживание и питание. И дети тех родителей, которые без денег, чтобы отправить своего ребенка в большой город, чтобы она три недели составляла вступительные экзамены, не смогут поступить в вуз. Это следует четко понимать.

Напомню о важный социальный фактор: если экзамены вернутся, способные дети с хорошими результатами обучения не смогут поступить в элитных университетов и на престижные специальности, где, как мы помним, ранее на 10 лет вперед было расписано, чьи внуки и правнуки там учиться. Поэтому не удивительно, когда политик, представляющей партию, на скрижалях которой якобы написано слово «равенство», фактически декларирует, что это равенство должно быть потеряна. Прошло мало времени от осуществления ВНО, но общество все-таки начало привыкать: независимо от того, ты сын министра, миллиардера, при поступлении определяющим должен быть один критерий - способность человека учиться. И еще один тезис, который часто звучит: мол, вуз имеет право выбирать своего абитуриента. Я думаю, что решение нового образовательного законодательства и переход к принципу «деньги ходят за ребенком» должна решить этот вопрос. Ведь если продолжить, можно и сказать, что карета скорой помощи имеет право выбирать своего пациента, а другой имеет право и оставить.

Что делать? Формировать общественное мнение, добиваться решения нового образовательного законодательства, раз и навсегда снимет эти инсинуации вокруг равного доступа к высшему образованию. Это прежде нужно не экспертам или журналистам, а нашей общине.

Инна СОВСУН,
директор Центра исследования общества:

- Если политики так беспокоятся о дополнительных расходах абитуриентов, когда они едут в районных центров, чтобы сдать ВНО, надо понимать, что деньги на проезд равно понадобятся, однако они будут значительно больше, если придется добираться и сдавать экзамены в областных центрах, где преимущественно расположены университеты. В любом случае проблему ВНО нельзя решить без увеличения финансирования. Вместо этого мы наблюдаем абсолютно противоположные шаги. Вместо увеличения финансирования Украинский центр оценивания качества образования в этом году получает меньший бюджет, чем в прошлом году на финансирование УЦОКО 2013 выделено 113 миллионов гривен, что на 4,8 миллиона меньше, чем 2012-го. При этом расходы на Верховную Раду увеличены на 66 миллионов. Если дополнительное финансирование работы депутатов были перенаправлены на проведение ВНО, это увеличило бы бюджет УЦОКО на 58% и позволило бы разработать качественные тесты, вернуть к ним открытую часть повышает качество результатов. Сокращение финансирования касается системы образования в целом: 2013 году бюджет МОНмолодьспорту уменьшен на 7,7% по сравнению с прошлогодним.

Игорь Жиляев,
профессор, НТУУ «КПИ»:

- Рассмотрим эту проблему с точки зрения экономиста-управленца. Поставим такой вопрос: почему именно сейчас возникла эта тема и кому она выгодна? А появилась она именно потому, что сегодня имеем большой кризис высшего образования. В прошлом году в вузы поступило более 400 тысяч абитуриентов. Однако это вдвое меньше, чем 5 лет назад, когда студентами стали более 700 тысяч. Именно поэтому рынок образования (а на нем вращаются миллиарды гривен) сокращается и возникает конкуренция. Появляется соблазн воспользоваться административными рычагами и сделать неконкурентная среда для некоторых университетов.

Я работаю в высшей школе более 25 лет, и, поверьте, проблем в ней - множество. Их количество не уменьшается, а увеличивается. Это и финансовые вопросы, и правовые. Сегодня можно говорить не только о финансовом кризисе, а прежде всего - об управленческой.

Кому мозолит равный доступ к образованию? | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 19

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,242 voters | 10 Комментарии