Добро пожаловать на Новости образования 18.09.2021 г. | 02:49

Разворачиваем свое образование на 10-20 градусов, а надо на все 180 ...

  • 12.12.2012 г. | 00:36

Такого мнения президент Международного фонда образовательной политики Тарас Фиников

Президент Международного фонда исследований образовательной политики считает, что Украина должна перейти на lifelong learning модель и предоставить вузам можно более широкую автономию.

Разворачиваем свое образование на 10-20 градусов, а надо на все 180 ...

То, что происходит с образованием в Украине, трудно назвать реформами, поскольку нет целостного видения модели, к которой должны привести изменения. Между тем системные изменения крайне необходимы, считает президент Международного фонда исследований образовательной политики, а в прошлом заместитель министра образования и науки Украины (в 2009-2010 годах), гостевой профессор Варшавского университета Тарас Фиников (на фото). Эксперт приехал во Львов для участия в конференции «От новой академической культуры к гражданскому обществу, свободного от коррупции», организованной Украинским католическим университетом.

- В 90-х годах прошлого столетия студентами становились около 20 процентов выпускников украинских средних школ. Сейчас - 70-75 процентов. Это самый высокий уровень в Европе. Почему получения высшего образования превратилось в самоцель для украинской?

- Я бы не осуждал стремление людей получить высшее образование. Это благое начинание, стоит поддержки. Причин для такого стремления вижу несколько. Во-первых, в нашей стране существует пиетет к обучению как такового. Людей с высшим образованием уважают и ценят. Тот, у кого высшего образования нет, не воспринимается как полноценный член общества. Во-вторых, человек, не получивший приличной образования, скорее всего, не будет успешной в жизни, поскольку многое не будет знать и не сможет сориентироваться во многих вещах. Поэтому почти все выпускники средней школы стремятся получить высшее образование, причем как можно раньше.

- Между тем сегодня на рынке легче найти квалифицированного юриста или журналиста, чем сантехника или электрика ...

- Наша страна слишком деиндустриализована. Закрылось много предприятий, исчезли целые отрасли, отсутствует спрос на многие рабочих специальностей. Люди перестали видеть перспективу в получении рабочего профессии. Но если все будет меняться к лучшему, и промышленность будет развиваться, очень много производств не смогут найти достаточного количества подготовленных рабочих. Или будут вынуждены принять этих самых юристов, экономистов, филологов и журналистов на рабочие специальности.

- По статистике, около 60% выпускников гуманитарных факультетов не работают по специальности. Не лучше ситуация и с другими направлениями. Кого и для чего готовят украинские вузы? Как изменить ситуацию, чтобы тысячи выпуск-ников не пополняли армию безработных?

- Нужно, чтобы активно работало хозяйство, потребует людей разных специальностей. Если экономика будет находиться в нынешнем состоянии, решить эту задачу невозможно, поскольку спрос на этих специалистов невысок. Или они будут менять специа-льнисть, переквалификовуючись на специалистов, нужных сегодня рыночные, или будут искать применение своим здиб-ность за пределами страны, благо, теперь границы открыты.

- Думаете, украинские вузы способны готовить специалистов по заказу рынке? Будет ли эффективным такой подход?

- В том, что он необходим и будет эффективным, нет никакого сомнения. Некоторые вузы или их подразделения - факультеты, институты, - уже пытаются наладить такое сотрудничество. Сложность заключается в том, что, во-первых, спрос не так уж велик, поэтому если один хороший вуз наладит подготовку определенных специалистов, он полностью обеспечит ними целую отрасль. К тому же на многих промышленных и коммерческих предприятиях нет четкого понимания, какие специалисты и в каком количестве им нужны. Соответственно, они не в состоянии ясно сформулировать требования к тем, кого для них готовить. Наконец, вузы очень консервативны, их аргумент звучит примерно так: «Мы сто лет готовили по-своему и всех удовлетворяли. С какой стати на сто первый мы должны изменить своей традиции? ». Все это в совокупности препятствует построению такой модели. Но это правильный путь, современный путь, который приведет вузы к успеху и даст персонал необходимого качества для промышленности, бизнеса, науки, сферы обслуживания и так далее.

- Западный мир живет по принципу lifelong learning - обучение на протяжении всей жизни. Готова к такой модели Украины?

- У нее нет выбора, она должна! Во-первых, катастрофически растет количество новых знаний. Во-вторых, очень быстро меняются и отмирают профессии и квалификации. И рассчитывать на то, что человек может, как тридцать, сорок или пятьдесят лет назад, получив молодости профессию, быть его носителем всю жизнь, уже не приходится. Поэтому образовательная система должна овладеть методики, позволяющие человеку постоянно приобретать новые знания, обогащать свою квалификацию новыми элементами, изменять конфигурацию своей компетентности.

- Семь лет назад Украина перешла на Болонскую образовательную модель. В свое время считалось, что со вступлением в Болонский процесс качество образования стремительно улучшится. Что изменилось?

- Да, определенная часть параметров нашей системы изменилась. Мы использовали ряд криков Болонской системы, касающиеся оценки знаний и организации учебного процесса. Но только часть. Можно сказать, что мы стали более открыты к организации студенческой мобильности, но в значительно меньшей степени, чем западные страны. Можно стверд-жевать, что мы начали больше думать о качестве знаний, но пока больше думать и проектировать, чем делать. Можем констатировать некоторое продвижение, но не достижение реального видимого успеха на определенном направлении. Мы в пути. Преодолели начальную часть дистанции, но нам нужно существенно ускорить продвижение, двигаться гораздо смелее.

То, что происходит с образованием в Украине, трудно назвать реформами, поскольку нет целостного видения модели, к которой должны привести изменения. Между тем системные изменения крайне необходимы, считает президент Международного фонда исследований образовательной политики, а в прошлом заместитель министра образования и науки Украины (в 2009-2010 годах), гостевой профессор Варшавского университета Тарас Фиников (на фото). Эксперт приехал во Львов для участия в конференции «От новой академической культуры к гражданскому обществу, свободного от коррупции», организованной Украинским католическим университетом.

- В 90-х годах прошлого столетия студентами становились около 20 процентов выпускников украинских средних школ. Сейчас - 70-75 процентов. Это самый высокий уровень в Европе. Почему получения высшего образования превратилось в самоцель для украинской?

- Я бы не осуждал стремление людей получить высшее образование. Это благое начинание, стоит поддержки. Причин для такого стремления вижу несколько. Во-первых, в нашей стране существует пиетет к обучению как такового. Людей с высшим образованием уважают и ценят. Тот, у кого высшего образования нет, не воспринимается как полноценный член общества. Во-вторых, человек, не получивший приличной образования, скорее всего, не будет успешной в жизни, поскольку многое не будет знать и не сможет сориентироваться во многих вещах. Поэтому почти все выпускники средней школы стремятся получить высшее образование, причем как можно раньше.

- Между тем сегодня на рынке легче найти квалифицированного юриста или журналиста, чем сантехника или электрика ...

- Наша страна слишком деиндустриализована. Закрылось много предприятий, исчезли целые отрасли, отсутствует спрос на многие рабочих специальностей. Люди перестали видеть перспективу в получении рабочего профессии. Но если все будет меняться к лучшему, и промышленность будет развиваться, очень много производств не смогут найти достаточного количества подготовленных рабочих. Или будут вынуждены принять этих самых юристов, экономистов, филологов и журналистов на рабочие специальности.

- По статистике, около 60% выпускников гуманитарных факультетов не работают по специальности. Не лучше ситуация и с другими направлениями. Кого и для чего готовят украинские вузы? Как изменить ситуацию, чтобы тысячи выпуск-ников не пополняли армию безработных?

- Нужно, чтобы активно работало хозяйство, потребует людей разных специальностей. Если экономика будет находиться в нынешнем состоянии, решить эту задачу невозможно, поскольку спрос на этих специалистов невысок. Или они будут менять специа-льнисть, переквалификовуючись на специалистов, нужных сегодня рыночные, или будут искать применение своим здиб-ность за пределами страны, благо, теперь границы открыты.

- Думаете, украинские вузы способны готовить специалистов по заказу рынке? Будет ли эффективным такой подход?

- В том, что он необходим и будет эффективным, нет никакого сомнения. Некоторые вузы или их подразделения - факультеты, институты, - уже пытаются наладить такое сотрудничество. Сложность заключается в том, что, во-первых, спрос не так уж велик, поэтому если один хороший вуз наладит подготовку определенных специалистов, он полностью обеспечит ними целую отрасль. К тому же на многих промышленных и коммерческих предприятиях нет четкого понимания, какие специалисты и в каком количестве им нужны. Соответственно, они не в состоянии ясно сформулировать требования к тем, кого для них готовить. Наконец, вузы очень консервативны, их аргумент звучит примерно так: «Мы сто лет готовили по-своему и всех удовлетворяли. С какой стати на сто первый мы должны изменить своей традиции? ». Все это в совокупности препятствует построению такой модели. Но это правильный путь, современный путь, который приведет вузы к успеху и даст персонал необходимого качества для промышленности, бизнеса, науки, сферы обслуживания и так далее.

- Западный мир живет по принципу lifelong learning - обучение на протяжении всей жизни. Готова к такой модели Украины?

- У нее нет выбора, она должна! Во-первых, катастрофически растет количество новых знаний. Во-вторых, очень быстро меняются и отмирают профессии и квалификации. И рассчитывать на то, что человек может, как тридцать, сорок или пятьдесят лет назад, получив молодости профессию, быть его носителем всю жизнь, уже не приходится. Поэтому образовательная система должна овладеть методики, позволяющие человеку постоянно приобретать новые знания, обогащать свою квалификацию новыми элементами, изменять конфигурацию своей компетентности.

- Семь лет назад Украина перешла на Болонскую образовательную модель. В свое время считалось, что со вступлением в Болонский процесс качество образования стремительно улучшится. Что изменилось?

- Да, определенная часть параметров нашей системы изменилась. Мы использовали ряд криков Болонской системы, касающиеся оценки знаний и организации учебного процесса. Но только часть. Можно сказать, что мы стали более открыты к организации студенческой мобильности, но в значительно меньшей степени, чем западные страны. Можно стверд-жевать, что мы начали больше думать о качестве знаний, но пока больше думать и проектировать, чем делать. Можем констатировать некоторое продвижение, но не достижение реального видимого успеха на определенном направлении. Мы в пути. Преодолели начальную часть дистанции, но нам нужно существенно ускорить продвижение, двигаться гораздо смелее.

- Студенты стали мобильными - более тридцати тысяч украинских получают образование за пределами Ук-раины ...

- Подозреваю, что намного больше. Эта статистика, вероятно, далеко не полная.

- Почему европейцы тратят свои деньги на обучение иностранцев?

- Каждая страна стремится втянуть в свое хозяйственное, интеллектуальное, социальное жизни как можно больше талантливых и здиб-ных людей. Если у нее есть на это средства, она пытается привлечь как можно больше иностранных студентов, аспирантов, просмотр-ладачив. Часть из них, если эта страна комфортная, адаптируются и с удовольствием используют свои разнообразные таланты для процветания такой страны.

- Чего больше в такой ситуации для Украины - пользы или вреда?

- Безусловно, больше пользы. Мы получим поколение людей с прекрасной подготовкой. Вопрос, вернутся все эти люди? Возникает необходимость определенной государственной политики, направленной на возвращение этих людей в Украину.

- Многие эксперты считают, что финансовая автономия, в которой украинские вузы видят решение своих проб-лем, приведет к тому, что образование превратится в бизнес и потеряет социальную миссию. Вы согласны с таким утверждением?

- Я считаю, что должна идти об автономии в гораздо более широком смысле. Не только финансовую, но и о организационную автономию, т.е. предоставление вузам возможности изменять структуру, открывать и закрывать подразделения, о кадровой автономию - право вуза на собственную политику комплектации персонала и подготовки кадров, о научную автономию т.д..

Я бы не боялся автономии. Когда коллектив получает автономию, когда он начинает понимать, что от того, как он воспользуется предоставленными возможностями и ресурсами, зависит его судьба, он начинает выдвигать на передовые позиции более здиб-ных людей, разумно расходовать средства, и в конечном итоге становится более конкурентоспособным и живым сравнению с коллективами, которые находятся под постоянным контролем извне. Ничего плохого в том, что вуз научится зарабатывать деньги, я тоже не вижу. Часть денег он сможет использовать для развития своего научно-исследовательского потенциала, часть потратит на программы профессионального роста своего персонала, часть вложит в развитие инфраструктуры. Умение распорядиться средствами - характеристика умного хозяина и прогрессивного человека.

- До какого уровня автономии готовы украинские высшие учебные заведения?

- Это зависит от ряда факторов. Есть вузы с различным уровнем аккредитации: IV - университеты, III - институты, I-II - колледжи и техникумы. Они обладают разным потенциалом. Кроме того, разница между вузами в Киеве и в регионах, различия в специализации и традициях. Есть заведения, которые, получив автономию, могли бы за несколько лет совершенствоваться и занять ведущее место в национальном, а может, и неплохое место в европейском пространстве. Есть и такие, которые находятся в весьма плачевном положении, и если не будут приняты какие-то экстраординарные меры, будущее их будет безрадостным.

Разворачиваем свое образование на 10-20 градусов, а надо на все 180 ... | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 10

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,251 voters | 10 Комментарии