Добро пожаловать на Новости образования 22.09.2021 г. | 13:31

Реформа аграрного образования: 7 университетов вместо 22

  • 17.03.2012 г. | 17:50

Министерство аграрной политики и продовольствия решило реформировать высшее аграрное образование. Суть реформы заключается в разбивке Украине на 7 региональных учебно-научных производственных комплексов.

Сама идея региональной кооперации, взаимодействия научных и образовательных учреждений, производственников добра. Но сейчас в аграрном ведомстве находится 22 университеты, академии, институты, 118 техникумов и колледжей. У них в распоряжении есть более 70 тысяч гектаров земли. И непонятно, на основе каких критериев планируется с 22 аграрных университетов выбрать 7, которые останутся университетами, а оставшиеся 11 сделать филиалами.

Например, в Южный учебно-научный производственный комплекс (УНПК) планируется включить три аграрных вузах - Херсонский, Одесский и Николаевский. Предполагается оставить университет в Николаеве, а Херсонский и Одесский государственные агроуниверситета сделать филиалами. Как быть с научными школами, традициями, наработанными производственными связями? Не понятно. При этом Николаевский университет ведет подготовку бакалавров по 5 отраслям знаний, 7 направлениям и 16 специальностям, Одесский - по 6 отраслям, 8 направлениям и 15 специальностям, а Херсонский - по 7 отраслям, 10 направлениям и 17специальностям. Херсонский аграрный университет ведет свое летоисчисление с 1874 года, Одесский с 1918 года, а Николаевском университета всего 20 лет. Он, кстати, был некоторое время филиалом Одесского университета. При этом в Николаеве практически нет учреждений аграрной науки, чего не скажешь о Одесскую и Херсонскую, где роштановани, в частности, всемирно известные Аскания Нова и Институт Таирова.

Читайте: Украинский вузы не попали в рейтинг лучших университетов мира

Еще указом Царя Николая I в 1844 году был основан Уманский аграрный университет. Это уникальный научно-учебный центр садоводства, расположенный рядом с мировой жемчужиной садово-паркового искусства - Софиевский парк. Сейчас он становится филиалом Винницкого аграрного университета, которому едва исполнилось 30 лет. До этого университета присоединяется и известный Каменец-Подольский аграрный университет.

Еще больше удивляет объединение в Слобожанский УНПК пяти вузов, в частности, Полтавского и Сумского аграрных университетов. Днепропетровский агроуниверситет может стать филиалом Мелитопольского аграрного университета. Житомирская агро-экологическая академия становится филиалом Белоцерковского аграрного университета. Какими критериями пользовались авторы этой реформы - непонятно. Как неизвестно, что будет с землей и имуществом университетов, которые станут филиалами. На сколько уменьшится число студентов, преподавателей? Что будет со старинными, ценными помещениями, скажем, корпусом Одесского аграрного университета, который имел неосторожность стоять на Французском бульваре в центре южной Пальмиры?

Фото: www.vnz.univ.kiev.ua

Если внимательно изучаешь предложенную реформу и схему управления научно-учебно-производственный комплекс, то замечаешь очень интересные вещи. Например, предлагается управления и распоряжения всем имуществом и, главное, землей, передать какому-то хитрому управлению учебно-научных комплексов, учредителями и соучредителями, которого будут юридические лица (сельскохозяйственные предприятия) и иностранные партнеры. То есть вырисовывается такая картина - имущество и земля от университетов плавно переходит в какой-то эфемерной руководящего органа. О какой в ​​этих условиях можно говорить качество образования, автономию университета, академические свободы, демократию, самоуправление и т.д. Где в мире успешно работает такая схема?

Проблема подготовки качественных рабочих, инженерно-технических кадров - это проблема номер один для экономики страны, ее Национальной безопасности. И Нынешнее интегральное министерство образования не в состоянии ее решить. - Станислав Николаенко

В мире действуют различные схемы функционирования аграрного образования. Во Франции, Нидерландах, России аграрные учебные заведения подчинены аграрному ведомству. В остальных странах Европы и в США они, как правило, в составе крупных университетов.

Какой путь выберет Украина - зависит от многих факторов, в частности от стратегии развития всего сельского хозяйства. Если оно будет таким, как сейчас, рассчитанным только на интересы латифундистов, то большинство учебных заведений будут никому не нужны. Если мы возьмем курс на комплексное развитие и возрождение села, высокоэффективное, наукоемкое производство, перерабатывающие отрасли, создание новых рабочих мест, то тогда будет необходимость в обновлении научного, профессионального обеспечения сельского хозяйства.

Согласен, что закрывать глаза на проблемы в украинском образовании, в частности аграрной нельзя. Дублирование специальностей, выпуск невостребованных практикой специалистов, параллельное существование научно-исследовательских учреждений академию наук и университетов - это все есть. Есть города, где действуют по 2-3 агроуниверситета, есть филиалы вузов, которые не имеют необходимой базы, кадров. Но реформировать аграрное образование без глубокого анализа, стратегического подхода, привлечения ученых, общественности, выработки прозрачных механизмов нельзя. Иначе, складывается стойкое впечатление, что упомянутое реформирования имеет целью не столько решения существующих проблем, сколько организацию какого-то новейшего «МММ» с целью лишить имущества и земли аграрные учреждения. Этого допустить никак нельзя.

Реформа аграрного образования: 7 университетов вместо 22 | 1 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.

  • Автор: Anonymous вкл 16.02.2013 г. | 21:16

 Как говорил Витте, только дебилы реформируют образование и чиновников силовым методом


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 19

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,251 voters | 10 Комментарии