Добро пожаловать на Новости образования 01.04.2020 г. | 17:16

Если в «пивного живота» подключить электроды, можно и мобилку зарядить ...

  • 19.02.2012 г. | 19:27

Доцент «Львовской политехники» Александр Захарьяш вводит детей в удивительный мир естественных наук уже с семилетнего возраста

На рынок «Южный» идут не только за продуктами и вещами, а за знаниями. В этом городке среди моря всякого товара действует детский учебно-познавательный центр «Радуга». Дети здесь не только «отрываются» - прыгают на батутах, носятся по аттракционах, путешествующих зеркальным лабиринтом, но и познают окружающий мир в «живом» уголке, в комнате компьютерных игр. В этом детском сказочном королевстве на дверях одной из комнат появилась надпись, который будто диссонирует с этой средой: «Интеллектуальный учебно-научный центр профессионально-карьерной ориентации» Национального университета «Львовская политехника».

Директор центра, доцент кафедры физики Александр Захарьяш знает: тот, кто сюда зайдет, быстро не получится. Эта комната напомнила мне школьные кабинеты физики и химии одновременно. Здесь царит наука на вырост ... Политехнику взял «в доверие» директор «Радуги», выпускник университета, инженер-механик по специальности Андрей Дякович.

Мой взгляд схватил ... рюмочки на столе. Разумеется, спиртного здесь не наливают ... Разве что пиво и кока-колу. Вот Александр Сергеевич в рюмки с пивом или кока-колой опускает электроды и измеряет напряжение - 0,93 В. Три следующие последовательно соединенные рюмки образуют аккумулятор электродвижущей силой около 3-х вольт. Достаточно, чтобы засветились светодиоды. Этот опыт Александр Сергеевич показывал в Польше, когда там проходил фестиваль науки. Один из польских профессоров сказал шутя: «Анджей, мы вчера столько пива выпили, поэтому сколько электричества в наших желудках!». Источником электроэнергии может быть и обычное яблоко. Зачем это знать детям? Вдруг где-то в лесу, в поле, где нет электрической розетки, сядет мобилка. Надо хоть маякнуты родителям. И таким образом можно мобилку зарядить ... Физик, который имеет разносторонние естественные знания, уверяет: «Я не показываю фокусов. Это опыты, эксперименты, которые имеют свое научное объяснение. Главное, чтобы дети учились понимать и объяснять эти явления ».

Вместе с детьми смотрю на модель молнии и наглядно убеждаюсь, что нельзя жечь костры во время грозы. Ибо от пламени ионизируется воздух, плазма создает каналы, по которым может проходить электрический заряд.

Интересный опыт с «мертвой петлей». Александр Сергеевич спрашивает: «С какой минимальной высоты надо пустить шарик, чтобы она не оторвалась от поверхности и не выпала из« мертвой петли »в наивысшей точке?». Можно пробовать несколько раз, измерить рулеткой, а можно и на доске математически описать этот физический процесс.

Больше заинтересовал так называемый резонатор Гельмгольца. На массивной чугунной подставке закреплены латунные шары разных размеров. У каждой из них два отверстия - входное и выходное. Этот прибор - ровесник «Львовской политехники» еще с австрийских времен. Геометрические размеры шаров задают частоту звуковых колебаний, на которой резонируют и усиливают колебания. Суть резонанса заключается в том, что звуковая волна, многократно отразившись от стенок того резонатора, выходит из отверстия, усиливаясь именно на той частоте, на которую рассчитан резонатор. Александр Сергеевич привел такую ​​бытовую аналогию. Вы раскачиваете сына или внука на качелях. Небольшими усилиями можно сильно раскачать, если будете в такт подавать свою силу. И наоборот. Если качели на вас летит, а вы, не дождавшись, пока она окажется в крайней точке, начнете ее подталкивать, то собьете амплитуду и качели вообще может остановиться. К звукового резонатора можно подставить руку, щеку, и вы почувствуете ветерок. Здесь для наглядности использованы свечу. Есть резонанс - пламя горит вертикально, хотя динамик сильно гудит. Появляется резонанс на определенной частоте (при этом опыте - 250 герц) - пламя наклоняется или гаснет. Таким образом физики после операции «Буря в пустыне» в Ираке сбит мощной звуковой волной пламени над горящими нефтяными «озерами», которые в иной способ не удавалось погасить.

В планах Александра Сергеевича создать здесь Центр детского научного и технического творчества, музей ретро-техники. А ради чего тратит на это так много личного времени? Сделал предположение, что конечная цель - выиграть конкурентную борьбу с другими университетами за абитуриента.

На фото: Александр Захарьяш убежден: "И научные таланты надо будить на рассвете ...».

Если в «пивного живота» подключить электроды, можно и мобилку зарядить ... | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 20

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,242 voters | 10 Комментарии