Добро пожаловать на Новости образования 28.03.2020 г. | 14:34

Особые дети

  • 29.08.2011 г. | 16:28

О воплощении в Украине инклюзивного образования * говорят давно. А 15 августа правительство таки утвердило порядок обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Зато, в Украине лишь 11% учебных заведений приспособлены к потребностям детей с. Например, во Франковске - один.

Как все

Наталья - мать двоих «особых» детей. Тяжелый диагноз восприняла не сразу. «Осознать, что твой ребенок имеет особые потребности очень трудно. Чтобы понять, принять и привыкнуть, потребуются годы », - говорит женщина.

Семья Гросул жила в Черновцах. Старшая дочь посещала специализированный садик. Потом врачи посоветовали отдать в специнтерната. Семья, узнав что в Одессе есть спецшкола, приняла решение переехать. «Мы узнали, что здесь есть школа и извести. В интернат отдавать ребенка не хотели », - решительно отвечает Наталья. Похоже, о своем выборе семья не пожалела ни разу.

Второго ребенка решили не ограничивать. Мальчик ходил в общеобразовательной садик № 22. Теперь его оттуда забирают. «Когда Олежке было два годика, особой разницы между детьми не ощущалось, а теперь - четыре, и разница заметна. Дети, как дети - дразнятся, а он плачет и отказывается ходить в садик, - говорит Наталья. - Я понимаю, что воспитателям трудно. Мальчик нуждается в дополнительном внимании: по лестнице свести ли помочь сходить в туалет. Воспитатели были не против, тем детки помогали, родители все понимали. Просто наше общество еще не готово к совместному обучению ».

Сейчас Наталья готовит документы, чтобы перевести ребенка в спецучреждение - учебно-реабилитационного центра, на улице Хоткевича. Там, в восьмом классе, уже учится ее старшая дочь.

Наталья еще не охладела, график у них с Олежик насыщен. «Мы только успеваем менять виды деятельности, - говорит женщина. - Сплошная логопедия - пазлы, буквы, классификация предметов, каждый день ходим на массаж, записались на плавание. Мой мальчик очень коммуникабельный, но он не понимает, когда над ним насмехаются. Он просто смеется в ответ. Сначала я на такое очень болезненно реагировала, а теперь поняла: когда ему хорошо, то и мне тоже ».
Учить или лечить?

Детей с диагнозом «ненавчувани» врачи рекомендуют направлять в интернат, или учить по индивидуальному графику. Иными словами - резервация: или в спецучреждении, либо дома.

В Одессе есть областная медико-психолого-педагогическая комиссия. По его решению или же рекомендации специализированных медучреждений, родители получают заключение о том, где ребенок должен учиться - в реабилитационном центре или в простой школе, но по индивидуальной программе. Медики оправдываются: все назначения комиссии четко регламентированы специальным постановлением Минобразования. А согласно решению управления образования, каждая школа формирует список детей, которые учатся по индивидуальному графику. Далее всем ведает директор школы.

«99% детей, которых мы оформляем через комиссию, это инвалиды с тяжелой патологией», - говорит заместитель главного врача по поликлинической работе, председатель врачебно-консультативной комиссии Светлана Будащенко.

Ежегодно в Запорожье выводы об обучении по индивидуальной программе оформляют на 30? 40 детей. В основном с диагнозами - онкопатология, неврология, дети, перенесшие травмы ...

«Потребности в создании инклюзивных классов у нас нет, потому что в городе действует мощный реабилитационный центр. Он оборудован всем необходимым », - говорит начальник городского управления образования Наталья Микула.

В городе действительно действует учебно-реабилитационный центр, где учатся дети с нарушениями интеллекта и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При центре работает дошкольное учреждение, поэтому возраст здешних учеников - от трех лет и до окончания школы. Утром школьников привозят, вечером забирают домой.

«За последние годы мы никому не отказали в обучении, разве не берем детей с теми проблемами, с которыми не можем оформить по закону. Родители все чаще отказываются давать детей в интернаты, просятся сюда. Случается, из районов приезжают, снимают в городе квартиры, чтобы ребенок имел возможность ходить в школу », - рассказывает руководитель центра Ярослав Малюта.

В местных классах - от 6 до 12 детей. Учебная программа адаптирована к уровню воспитанников. «Я работаю с детьми с психическими недостатками. У каждого другой диагноз, о каждом надо все помнить, к каждому - отдельный подход. Такие детки очень прямые и конкретные, если они тебя не полюбят, то общий язык ты уже не найдешь », - говорит одна из учительниц центра.

В заведении есть дополнительный штат медицинских работников: неврологи, педиатры, физтерапевт, медсестры, специалисты по физической реабилитации, логопеды, психологи. Обучение бесплатное, обо всем заботится государство.
Атмосфера безопасности

Инклюзивное образование - явление в Днепропетровске новое. В частной школе? Саду «Первая ласточка» такой эксперимент прижился. Основной критерий, по которому сюда принимают «особых» детей, - это сохранен интеллект. Главное, они не должны быть опасными для других.

«Большую ответственность берем на себя, когда принимаем детей с психическими отклонениями, - говорит директор школы Татьяна Мирошниченко. - В классе должно быть атмосфера безопасности. Родители здоровых детей должны быть уверены, что с их детьми все в порядке ».

По словам директора, термин «особые» - значительно глубже, чем кажется. «У нас принято считать, что к категории детей с особыми потребностями относят только тех, которые имеют тяжелые патологии. А одаренные или гиперактивные, дети с проблемами слуха или с проблемами зрения - их также следует относить к «особым». В условиях общеобразовательной школы таких детей много. Почему мы должны их делить? », - Говорит Татьяна Мирошниченко.

Может, стоит не видеть инвалидность, а ребенка воспринимать как полноценную? «У нас есть опыт, - рассказывает директор школы. - В местной школе родителей одного мальчика просили отдать его в спецучреждение для умственно отсталых. Мы этого ребенка приняли на учебу. Сначала было трудно. Но впоследствии оказалось, что он имеет уникальные особенности - запоминает все, что услышит. Сейчас учится в университете, занимается научной работой, имеет весомые достижения. А если бы ребенка перевели в интернат? ».

Кроме врача и медсестры, дополнительного штата медиков в школе нет, со специалистами сотрудничают по договоренности. Впрочем, главная работа проводится не с детьми, а с родителями: как больных, так и здоровых детей. Директор знает - родители «простых» далеко не всегда воспринимают «особых».

«Я трачу деньги на обучение и не очень бы хотела, чтобы рядом с моим ребенком сидел инвалид. Понимаю беду родителей, но .. », - фамилия иметь называть не хотела. Нахождением собственного ребенка в частной школе довольна и тайком сетует на школьное соседство.

Сегодня в «Первой ласточке» обучается 110 детей, из них 11 с особыми потребностями.
За глаза

Вопрос инклюзивного образования не время, говорят родители, педагоги, врачи. Обучение по индивидуальной программе - так, а общие классы - где-то в будущем. Дети-инвалиды - это проблема их родителей, персонала интернатов, спецшкол и Пенсионного фонда.

Конституция Украины гарантирует социальную защиту детей с ограниченными возможностями и создание соответствующей базы для их обучения. Зато, похоже, что нашим школам еще рано воплощать «особое» идею в жизнь. Ибо их еще надо соответственно оборудовать - пандусами, отдельными кабинками в туалетах. Нужен и дополнительный штат помощников. Поэтому, как всегда, не хватает денег.

И еще одно, но важное. Люди - готовы?

* Инклюзивное образование - гибкая, индивидуализированная система обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства.

Покупайте ноутбуки на сайте itbox.ua. Там вы сможете найти огромный выбор ноутбуков по выгодной цене.

Особые дети | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 18

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,242 voters | 10 Комментарии