Добро пожаловать на Новости образования 19.08.2018 г. | 03:29

Анализ классификации рынков труда

  • 21.06.2011 г. | 07:35

Комментируя приведенную классификацию рынков труда, обратим внимание на некоторые моменты. Во-первых, как отмечалось, отношения купли-продажи рабочей силы беспрерывные от момента найма работников до их увольнения.

То есть рынок труда существует не только за пределами предприятия, фирмы, но и в самом хозяйстве предпринимателя. Следовательно, неверным является утверждение, что заняты на рабочих местах фирмы уже не находятся на рынке труда, то есть не состоят в отношениях купли-продажи своей рабочей силы с предпринимателем i не находятся в состоянии предложения своего товара. Ведь предприниматель, как отмечалось, предлагает спрос не только на рабочую силу тех, кто не занят на предприятии и ищет работу. Он присматривается также i в наемных работников, с которыми уже заключен трудовой договор (контракт), предлагая им более выгодные условия найма, когда ищет нужных ему работников на новые или вакантнi рабочие места.
Вместе с числа занятых много таких, кто ищет работу
на своем или других предприятиях с более выгодных условиях найма. Найдя такую ​​работу, они освобождаются i переходят на другие предприятия или на другие рабочие места на том же предприятии.

Во-вторых, рассматривая классификацию рынков труда в зависимости от количественного соотношения субъектов, надо иметь в виду, что под продавцами рабочей силы понимают как индивидуальные наемных работников, так i их союза. До недавнего времени в условиях административно-командной экономики в Украине рынок труда выступал в форме монопсонiи, при котором множества продавцов рабочей силы противостоял в сущности один покупатель - государство, была единственным владельцем средств производства. В рамках государственных предприятий государство диктовало условия найма, в частности: жесткие уровне заработной платы, трудозатрат, режим труда, отдыха, производственные функции, трудовые отношения, структуру производства, объемы закупок продукции, цены и т.д.. Формально выразителем хозяйственно-трудовых интересов работников должны были выступать профсоюзы, но они этих функций большей части не выполняли. Поэтому только формально можно сказать, что в указанных условиях существовал рынок труда обоюдной монополии.

Современная ситуация выглядит несколько иначе. Осуществляются приватизация, разгосударствление предприятий, в результате чего происходят некоторые экономические, политические, социальные и моральные изменения относительно занятости, социальной защищенности, социальной статуса населения, распределения прибылей и тому подобное. Появились новые формы собственности и хозяйствования: малые предприятия, совместные предприятия, кооперативы, крестьянские (фермерськi) хозяйства, различные формы хозяйственных обществ. Формируются новые категории работодателей. Поэтому уже можно говорить о частичном переходе к такой форме рынке труда, как олiгопсонiя, при которой ограниченные количества работодателей (около 5 - 7) противостоит большое количество претендентов на рабочие места. Эта форма еще близка к абсолютной монополии, без ликвидации которого невозможно сформировать дiйовий, полноценный, высокоэффективный рынок труда. Его желательно в перспективе развивать в направлении постепенного перехода от олiгополiи к обоюдной полiполiи (Купалова Г. I. Социально-экономическая сущность формы и функции рынка труда / / занятость и рынок труда. - 1994. - Вып. 2. - С. 12 - 19).

В-третьих, приведена классификация ограничена действием определенного количества факторов, но на практике существует значительно больше признаков, по которым можно дифференцировать рынки труда. К тому же каждая классификационная группа имеет определенные ограничения, так как построена на основе одного-двух признаков. Однако в современных условиях наблюдается совокупное, комплексное воздействие факторов, усугубляющих дифференциацию рынка труда на сегменты.

Анализируя сегментацию потребительского рынка, замечаем, что это процесс субъективного выбора, при котором происходит разделение потребителей на четкие группы покупателей, каждая из которых может потребовать отдельных товаров или комплексов маркетинга. Фирма оказывает различные способы сегментирования рынка, разрабатывает профили полученных сегментов, оценивает степень привлекательности каждого из них, оценивает и отбирает один или несколько сегментов рынка для выхода на них со своим товаром, обеспечивает товару конкурентное положение на рынке и разрабатывает подробный комплекс маркетинга. Субъективность проявляется в том, что эти действия осуществляет производитель с целью определения типа товара, который удовлетворит определенного потребителя, уровня цены, методов распространения товара и методов стимулирования сбыта. Потребитель же в свою очередь также может осуществлять сегментацию рынка с целью приобретения товара, который лучше удовлетворит его потребности по приемлемой цене. Следовательно, производитель сегментирует спрос, а потребитель - предложение на потребительском рынке.

Несколько сложнее ситуация на рынке труда, которая обусловлена ​​особенностями этого типа рынка. Но, как и в предыдущем случае, подходы к сегментации зависят от субъекта и его цели. Так, предприниматель, имея целью создать производство сложной продукции, должна проанализировать сегментацию совокупного предложения рабочей силы в данном регионе с целью определения возможности обеспечения производства имеющимися в регионе кадрами или необходимости организации профобучения или привлечения необходимой рабочей силы из других регионов. В свою очередь производители образовательных услуг, определяя свою нишу на рынке образовательных услуг, и молодые люди, которые выбирают профиль своей будущей профессии, должны проанализировать состояние рынка труда с точки зрения сегментации имеющейся и перспективной предложения рабочей силы и рабочих мест в данном регионе. Определенный интерес к сегментации рабочей силы и рабочих мест должны также государство, профсоюзы и другие общественные организации, которые ставят своей целью обеспечить занятость населения, достойный уровень жизни каждому гражданину, повышая конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда за счет качества обучения и подготовки и подавая материальную помощь безработным и поддержку неконкурентоспособным слоям населения.

Подробнее подходы к моделированию и сегментации рынка труда мы рассмотрим в последующих главах.

Итак, рынок труда как социально-экономическая категория - это сфера воспроизводства специфического вида товара «рабочая сила», особый, свойственный развитым товарно-денежных отношений способ ее включения в экономическую систему. Это сложный i динамично явление, связанное как с макроэкономической, так i с мiкроекономiчним развитием экономики. Это понятие выходит за рамки традиционных представлений i не ограничивается понятиями «занятость» или «безработицы», которые имеют самостоятельное значение i частично характеризуют рынок труда на данный период. Изучение механизмов, институтов, моделей, типов и сегментов рынка труда в украинской экономике позволит выявить те переменные величины, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением со стороны центральной власти в той реальные системе, в которой мы живем.

Анализ классификации рынков труда | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 29

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,231 voters | 10 Комментарии