Добро пожаловать на Новости образования 25.04.2019 г. | 15:14

Различные версии понятия и задач аудита

  • 19.05.2011 г. | 20:50

Сегодня не существует единой точки зрения относительно понятия аудита и его задач в отечественных и зарубежных ученых. Есть три основные точки зрения на понятие аудита:

аудит является контрольно-ревизионной деятельностью;

аудит является экспертно-консультационной деятельностью;

аудит является симбиозом ревизионной и экспертно-консультационной деятельности.

Большинство авторов склоняется к мнению, что аудит - это независимое исследование финансовой отчетности и другой информации субъектов предпринимательской деятельности с целью формирования выводов о реальном финансовом состоянии этого субъекта. Но известный американский специалист по теории и практике аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. Далее он делает вывод, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

Правда, по отдельным вопросам относительно аудита существуют прямо противоположные точки зрения. Это касается, в частности, взаимосвязи аудита и ревизии и контроля. Так, по мнению проф. Подольского В.И., понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, так как аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности. А с точки зрения таких авторов, как Лабинцев М.Т. и Ковалева О.В., аудит является только одним из видов контроля, а контроль является более широким понятием. Такое разнообразие взглядов подчеркивает, что понятие содержания и целей современного аудита формируется вместе с развитием рыночной экономики.

Аудиторская деятельность включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (актов) и предоставление других аудиторских услуг.

Непосредственный аудит может проводиться на добровольных началах (инициативный аудит), а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством (обязательный аудит).

Проведение аудита в соответствии с Законом является обязательным для:

подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов, обществ и других хозяйственных субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется (за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью);

2) проверки финансового состояния учредителей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников;

эмитентов ценных бумаг;

государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях формы собственности;

поднятие вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом.

Проведение аудита является обязательным также в иных случаях, предусмотренных законами Украины. Но, согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 24.09.97 г "О порядке введения в действие Закона Украины" Об аудиторской деятельности ", начиная с последствий финансово-хозяйственной деятельности за 1996 г, обязательное проведение аудита с целью подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности установлен только для банков, инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, других небанковских финансовых учреждений, осуществляющих привлечение средств граждан или привлечение ценных бумаг или торговлю ими (кроме операций по выкупу (эмиссии) собственных корпоративных прав), для бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов. Проведение обязательного аудита для других субъектов хозяйствования вводится в порядке, должен быть определен Законом Украины о внесении изменений и дополнений в Закон Украины "Об аудиторской деятельности".

Субъекты предпринимательской деятельности, для которых установлено обязательное проведение аудита, обязаны до 1 декабря текущего года уведомить соответствующие налоговые органы о заключении договора на аудиторскую проверку.

Аудиторское заключение и другие документы публичной отчетности подаются в соответствующий налоговый орган в течение девяти месяцев года, следующего за отчетным не позднее десяти дней после окончания аудиторской проверки.

Публичная бухгалтерская отчетность состоит из аудиторского заключения, баланса, отчета о прибылях и убытках (для коммерческих банков), отчета о финансовых результатах (для других предприятий), другой документации, не составляет коммерческой тайны и определена законодательством для предоставления пользователям и для публикации.

Публичная бухгалтерская отчетность должна быть проверена аудитором (аудиторской фирмой) и может публиковаться в течение года, следующего за отчетным. Предоставления аудиторского заключения в соответствующий налоговый орган осуществляется не позднее десяти дней после окончания аудиторской проверки. В случае непредставления или несвоевременного представления аудиторского заключения по вине субъекта предпринимательской деятельности к нему применяются финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные законодательными актами Украины. Но аудиторские проверки не исключают осуществления государственными налоговыми органами контроля за соблюдением налогового законодательства и выполнением контролирующих функций другими контролирующими органами, уполномоченными на это законами Украины.

Добровольный аудит проводится по собственной инициативе заказчика. Заказчиками на проведение аудита и выполнение других аудиторских услуг имеют право выступать пользователи бухгалтерской отчетности. Они также имеют право определять объемы и направления аудиторских проверок в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, учредительными документами или отдельными договорами.

Пользователями бухгалтерской отчетности могут быть уполномоченные на основании законов Украины представители органов государственной власти, юридические и физические лица, заинтересованные в последствиях хозяйственной деятельности субъектов, в том числе: владельцы, учредители хозяйствующего субъекта, кредиторы, инвесторы и другие лица, которые согласно с действующим законодательством имеют право на получение информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Различные версии понятия и задач аудита | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 29

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,233 voters | 10 Комментарии