Добро пожаловать на Новости образования 20.02.2018 г. | 08:04

Принципы распределения полномочий различных ветвей государственной власти в Украине

  • 17.05.2011 г. | 22:03

Основные принципы распределения полномочий различных ветвей государственной власти закреплены в Конституции Украины и принятых на ее основе законах, которые уточняют функции отдельных государственных органов, в том числе и контрольные.

Вопрос о соответствии принимаемых законов и других нормативно-правовых актов Конституции Украины решает Конституционный Суд Украины.

Согласно статье 85 Конституции, к полномочиям Верховной Рады Украины в сфере экономического контроля относятся:

утверждение Государственного бюджета Украины и контроль за его исполнением, принятие решения по отчету о его исполнении;

осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины; осуществление контроля за использованием займов, полученных Украиной от иностранных государств, банков и международных организаций, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины.

Согласно статье 75 Конституции, Верховная Рада является единственным органом законодательной власти в Украине, поэтому к ее компетенции входят и те вопросы, которые определяются и устанавливаются исключительно законами Украины, а именно:

основы организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи;

правовой режим собственности;

правовые основы и гарантии предпринимательства, правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования;

основы внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;

Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины, порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга , порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы;

порядок создания и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический режим, отличный от общего.

Согласно статье 98 Конституции, контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады осуществляет Счетная палата. Но некоторые положения Закона Украины "О Счетной палате Верховной Рады Украины" Конституционным Судом признаны не соответствующими Конституции, а именно: определение Счетной палаты как органа "высшего государственного финансово-экономического" контроля; положения Закона, согласно которым на Счетную палату возложена задача организации и осуществление контроля за своевременным исполнением "доходной" части Государственного бюджета; полномочия осуществлять "контрольно-ревизионные" виды деятельности, которые обеспечивают "единую систему контроля за выполнением Государственного бюджета Украины", и другие полномочия.

 

При Администрации Президента Украины также существует Контрольное управление, которое главным образом занимается вопросами реализации Президентом своих функций как гаранта Конституции и главы государства. В частности, согласно Положению об Администрации Президента Украины, с целью выполнения своих функций Администрация Президента:

анализирует экономические, политические, социальные и другие процессы, происходящие в государстве;

разрабатывает предложения Президенту Украины относительно осуществления мероприятий, обеспечивающих экономическое развитие и экономическую безопасность страны;

проводит экспертизу законов Украины, которые передаются Верховной Радой Украины на подпись и обнародование Президенте Украины;

по поручению Президента Украины организует контроль за выполнением законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Основными направлениями деятельности Контрольного управления Администрации Президента Украины является проверка обеспечения конституционных прав граждан во время их обращений в различные министерства и ведомства, в частности, контролирует вопросы выплаты заработной платы и пенсий, проблемы эффективности использования недр, приватизационные процессы и другие вопросы.

В функции Кабинета Министров Украины, согласно статье 116 Конституции, относится обеспечение и контроль за проведением финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах труда и занятости населения; за разработкой и осуществлением общегосударственных программ экономического развития Украины; за осуществлением управления объектом объектами общегосударственной собственности; обеспечением выполнения Государственного бюджета Украины; организацией и осуществлением внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела.

Министерства Украины в пределах своих полномочий организуют выполнение законодательных актов, принимают на их основе приказы и контролируют их осуществление. К основным функциям министерств и других органов исполнительной власти относятся:

реализация государственной стратегии развития соответствующей отрасли;

разработка соответствующих финансово-экономических и других нормативов, механизмов их внедрения, утверждение отраслевых стандартов;

выдача в предусмотренных законодательством случаях специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;

обеспечение в пределах своей компетенции реализации государственной политики относительно государственной тайны, контроля за ее сохранением в центральном аппарате министерства и на предприятиях, входящих в сферу его управления.

С целью реализации своих контрольных функций министерство имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов министерств и подконтрольных предприятий.

Исполнительную власть в областях и районах осуществляют местные государственные администрации, которые должны обеспечить на соответствующей территории:

исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти;

выполнение государственных и региональных программ социально-экономического развития;

подготовку и исполнение соответствующих областных и районных бюджетов.

 

Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня, а также местным советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами.

Согласно статье 143 Конституции, областные и районные советы принимают программы социально-экономического развития соответствующих территорий и контролируют их выполнение; принимают бюджеты соответствующих уровней и осуществляют контроль за их выполнением. Областные и районные администрации в пределах, определенных Конституцией и Законом Украины "О местных государственных администрациях", осуществляют на соответствующих территориях государственный контроль за:

1) сохранностью и рациональным использованием государственного имущества;

2) состоянием финансовой дисциплины, учета и отчетности, выполнением государственных контрактов и обязательств перед бюджетом, надлежащим и своевременным возмещением вреда, причиненного государству;

3) соблюдением производителями продукции стандартов, технических условий и других требований, связанных с ее качеством и сертификацией;

4) соблюдением правил торговли, бытового, транспортного, коммунального обслуживания, законодательства о защите прав потребителей.

Значительная роль в организации экономического контроля принадлежит различным специализированным контролирующим органам, государственным министерствам и ведомствам.

В связи с расширением масштабов приватизации расширяются и контрольные функции Фонда государственного имущества Украины. Фонд и его региональные отделения, в соответствии с возложенными на них задачами, имеют право:

осуществлять контроль за выполнением обязанностей, предусмотренных в договорах продажи объектов приватизации, и соблюдением условий договоров аренды;

создавать комиссии по инвентаризации и оценке имущества, находящегося в государственной собственности, утверждать акты инвентаризации и оценки стоимости имущества;

контролировать выполнение законодательных актов о приватизации государственного имущества;

издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые документы, обязательные для исполнения органами государственной исполнительной власти, другими юридическими лицами, контролировать их выполнение.

Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики по ценным бумагам и функционирования фондового рынка в Украине, является Государственная комиссия по

ценных бумаг и фондового рынка, которая выполняет следующие контрольные функции:

обеспечивает государственный контроль за соблюдением законодательства Украины по вопросам функционирования фондового рынка;

готовит предложения по предотвращению монополизации фондового рынка, создание условий для развития добросовестной конкуренции между участниками фондового рынка и осуществляет контроль за их реализацией;

обеспечивает контроль за биржевой деятельностью, деятельностью на внебиржевом рынке ценных бумаг, выдачей разрешений на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг и их аннулированием, соблюдением предусмотренных законодательством ограничений по выпуску ценных бумаг, связанных с использованием средств, полученных в кредит;

обеспечивает контроль за рекламой ценных бумаг, осуществляет мероприятия, направленные на предотвращение недобросовестной рекламы в этой сфере;

рассматривает обращения, жалобы физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к ее компетенции, входит с предложениями к финансовым органов о применении к субъектам фондового рынка предусмотренных законодательством санкций.

Антимонопольный комитет Украины осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации или ликвидации монопольных образований, а также в случае приобретения долей (акций, паев), которые могут привести к монопольному положению предпринимателя на рынке.

Лицензионная палата Украины осуществляет контроль за соблюдением порядка выдачи лицензий органами государственной исполнительной власти, а также за выполнением субъектами предпринимательской деятельности требований нормативных актов по осуществлению видов предпринимательской деятельности, которые лицензируются.

Основными задачами государственного казначейства Украины являются:

организация выполнения Государственного бюджета Украины и осуществления контроля за ним;

осуществление контроля за поступлением, использованием средств государственных внебюджетных фондов;

разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, использующих бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов. Организации, финансируемые из государственного бюджета, не могут переводить средства другим субъектам с текущих счетов без предварительного контроля органов Государственного казначейства Украины.

Государственная инспекция Украины контролирует правильность применения и экономического обоснования цен и тарифов министерствами, ведомствами и предприятиями всех форм собственности.

Принципы распределения полномочий различных ветвей государственной власти в Украине | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 12

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,226 voters | 10 Комментарии