Добро пожаловать на Новости образования 26.04.2019 г. | 07:02

Разработка Фрайбургской школой концепции «конкурентного порядка»

  • 26.05.2010 г. | 17:02

В основе этой концепции лежит идея полной конкуренции, т.е. ситуации, при которой хозяйствующие субъекты принимают самостоятельные и ответственные решения относительно видов и характера своей деятельности, а координация их планов и решений осуществляется рынком путем сопоставления спроса и предложения, которые реагируют на изменения цен и заработных плат.

Но такой порядок возможен лишь в том случае, если все Участники рыночных отношений будут лишены возможности менять правила и произвольно создавать формы, в которых протекает экономический процесс. А такая возможность неизбежно возникает в випадкуспонтанного развития рынка в соответствии с принципом laissez faire. Поэтому государство должно, используя соответствующие правовые рамки, задавать форму рынка, то есть те правила игры, согласно которым ведется хозяйство. Роль государственного вмешательства в экономику определяется не его масштабами, а качеством. Оно не должно касаться экономического процесса, но определять и регулировать формы, в которых он протекает. Поэтому экономический порядок тесно связан с государственным и общественным порядкам. Эта «интердепенденция» (взаимосвязь) порядков является важным элементом учения Фрайбургской школы. Для централизованно управляемой экономики присущи авторитарные формы государственной власти, поскольку для обеих порядков характерна тотальная концентрация власти. И наоборот, единое целое составляют полная конкуренция и демократия, поскольку сама конкурентная экономика демократическая, потому что в ней потребители, т.е. весь народ, через ценообразование регулируют экономический процесс.

Понятие конкурентного порядка В. Ойкен сравнивает с понятием правового государства. Как правовое государство, так и конкурентный порядок должны создавать такие рамки, в которых свободная деятельность одного индивида ограничивается сферой свободы другого, вследствие чего сферы свободы людей приводятся в состояние равновесия.

Но одного желания установить конкурентный порядок так же недостаточно, как и простого одобрения правового государства или одной надежды на ее становления. Дом нужно строить, а план его строительства нужно разработать. Поэтому на государство возлагается обязанность устанавливать и поддерживать «конституючи» принципы конкурентного порядка: неприкосновенность частной собственности, стабильность денежного обращения, открытость рынков, свободу заключение договоров. Главное заключается в том, чтобы обеспечить механизм цен способностью к функционированию.

Введение такого порядка является важнейшей предпосылкой решения социальных проблем. Акцент на социальную политику является важной особенностью концепции Фрайбургськои школы, давшей основание называть ее теорией «социального рыночного хозяйства». (Срок принадлежит немецкому экономисту А. Мюллер-Арма-ку. Содержание концепции часто сводят к вопросам «социальной компенсации», то есть к необходимости проводить политику перераспределения доходов, социального страхования, создание развитой социальной инфраструктуры и т.п.

Все это, безусловно, важно, но не исчерпывает, как подчеркивает В. Ойкен, идеи социальной направленности конкурентного порядка.

Социальная политика не должна быть бесплатным приложением к экономической политике. Любые меры в области экономики имеют социальный смысл и социальные последствия. Правильно истолкована социальная политика означает прежде всего создание необходимых экономических предпосылок решения социальных проблем и в этом смысле она идентична политики экономического порядка или экономического конституирования. Если существующий экономический порядок не может обеспечить эффективное производство продукта в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей, то никакие меры по перераспределению с помощью социальной политики или апелляция к общим интересам не помогут избежать серьезных проблем: необходимо менять экономический порядок. Только хорошо функционирующий конкурентный порядок может лишить человека не только от экономического нужды, но и от угрозы тоталитаризма.

Разработка Фрайбургской школой концепции «конкурентного порядка» | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 4

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,233 voters | 10 Комментарии