Добро пожаловать на Новости образования 25.04.2019 г. | 19:36

Теория цены Альфреда Маршалла

  • 20.05.2010 г. | 12:04

С позиций взаимного влияния экономических процессов Альфред Маршалл разрабатывает свою теорию цены. В отличие от предыдущих экономистов, которые, несмотря на различия в определении источника стоимости (затраты, полезность), видели в ней конечную основу цен, Маршалл рассматривает цены как результат взаимодействия различных факторов на отдельных рынках.

Главные из этих факторов - спрос и предложение, и задача состоит в том, чтобы выяснить особенности их формирования и влияния на цены. Стоимость же составляет чисто логическое понятие, для реальной практики малополезные.

Спрос определяется полезностью товара для потребителя, и в его анализе Маршалл использует все достижения маржиналистськои теории и прежде всего - концепцию предельной полезности. Но в теоретической системе Маршалла зона приобретает более четкое и убедительное выражение. Обратную зависимость между ценой и величиной спроса Маршалл связывает с действием закона убывающей предельной полезности и подает в виде кривой спроса. Поскольку потребители получают все меньше удовольствия от каждой следующей единицы продукта, они будут покупать дополнительные его единицы только в том случае, если его цена будет снижаться.

Маршалл также обращает внимание на то, что кривая спроса отражает поведение не только индивидуального, но и многочисленных покупателей, т.е. составляет кривую рыночного спроса, полученную путем сложения величин спроса каждого потребителя за разных цен.

Как индивидуальный, так и рыночный спрос могут по-разному реагировать на изменения цен. В одном случае, небольшое изменение цены может вызвать резкое колебание спроса, в другом - даже существенный рост цены не влечет заметного сокращения спроса. Степень реакции потребителя на изменения цен Маршалл назвал эластичностью спроса. И хотя это явление было известно и до Маршалла, именно ему принадлежит заслуга систематического его исследования. Он дает определение понятия эластичности, предлагает способ ее вычисления, рассматривает факторы, влияющие на характер эластичности. Интересны его наблюдения о влиянии на степень эластичности спроса уровня доходов различных слоев населения, а также зависимости эластичности от характера товара (является ли он предметом первой необходимости или предметом роскоши.

Важным вкладом Маршалла в исследование проблемы потребительского спроса является развитие высказанной еще Ж. Дюпюи концепции излишка потребителя. Он является разницей между ценой, которую покупатель готов заплатить, чтобы не остаться без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит. Эта идея занимает важное место в неоклассической теории обмена, которая базируется не на принципе эквивалентности, а на концепции взаимной выгоды. Каждый участник обмена выиграет от проведенной операции: покупатель получает потребительский излишек, продавец - избыток производителя, поскольку он тоже продает свой товар по цене выше той, по которой был готов его отдать. Обоюдная выгода от обмена и является главной причиной того, почему он происходит.

Вторым важным фактором, формирующим цены, наряду со спросом, есть предложение, влияние которой осуществляется через издержки производства. Маршалл придает этому фактору такое же важное значение, как и спроса, что существенно отличает его подход от позиции австрийской школы и Джевонса, которые фактически игнорировали участие расходов В формировании цены. Классики, как подчеркивал Маршалл, были не так уж далеки от истины, когда интуитивно предпочитали фактора предложения. Функция предложения будет определяться количеством привлеченных факторов производства и их производительностью.

Труд, капитал, земля будут привлекаться в производственный процесс до тех пор, пока расходы последней единицы фактора (предельные издержки) не сравнятся с доходом, который приносит использование этой единицы (предельный доход). Размер того и другого зависит от цен на факторы производства, и эту зависимость можно изобразить графически в виде кривой предложения, которая показывает взаимосвязь между количеством привлекаемых факторов, а соответственно, и объемов производства, и ценами, которые следует уплатить, чтобы побудить затратить усилия , необходимые для выпуска этих объемов.

Цены предложения, обусловленные предельными издержками, будут зависеть от объемов производства, которые в свою очередь определяются экономией на масштабах. Маршалл впервые подробно исследует это явление, показывая, что возможные варианты отдачи, которая уменьшается, когда с ростом объема продукции растут и предельные затраты, что ведет к росту цен предложения, и растущей отдачи, когда с увеличением объема производимой продукции предельные издержки снижаются, а значит , снижается и цена предложения. Когда же действие законов возрастающей и убывающей отдачи уравновешивается, возникает закон постоянной отдачи, по которому увеличение затрат ведет к пропорциональному увеличению объема продукции.

Итак, в процессе ценообразования участвуют и полезность, и расходы, причем участвуют в равной степени и одновременно. Полезность определяет спрос на товары, в то время как расходы определяют их предложение. «Мы могли бы, - пишет Маршалл, - на одинаковых основаниях спорить о том, регулируется ценность полезностью или издержками, как и о том, разрезает кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара готовы купить потребители и продать производители при данных цен. Если цена будет слишком низкой, покупатели согласятся купить много, но продавцам будет невыгодно предложить им такое количество и цена будет повышаться. Если же цена будет слишком высокой, то производители будут готовы предложить большое количество товара, но покупатели не захотят его приобрести, и цены вынуждены будут снижаться. Цена спроса и цена предложения будут двигаться навстречу друг другу, пока не будет найдено равновесную цену, по которой количество товара, которое пожелают купить потребители, будет равна тому количеству, которое согласны поставить на рынок производители. Эта цена будет соответствовать точке пересечения на графике кривых спроса и предложения (рис. 6.4).

Такая графическая интерпретация идеи экономического равновесия - знаменитый «маршалливський крест» - стала обобщенным выражением представлений о сущности механизма функционирования рыночной экономической системы. В ней, как в системе Коперника, все элементы экономического вселенной прочно удерживают свое место путем взаимного уравновешивания и взаимодействия.

Стремление к равновесию будет устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться вернуться в предыдущую позицию подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей самой низкой точки.

Теория цены Альфреда Маршалла | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 18

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,233 voters | 10 Комментарии