Добро пожаловать на Новости образования 26.04.2019 г. | 07:03

Экономические идеи Джона Стюарта Милля. "Основы политической экономии"

  • 04.03.2010 г. | 21:08

Трансформационный направление эволюции классической школы нашел воплощение в трудах другого известного экономиста первой половины XIX века англичанина Джона Стюарта Милля (1806-1873).

Он непосредственно был знаком с классической школой, поскольку родился в семье экономиста Джеймса Милля, друга и последователя Рикардо, и воспитывался в атмосфере непреложности авторитета идей классиков и безусловной к ним уважения.

Однако экономическая ситуация изменилась, возникли новые проблемы и необходимость их решения. В поисках ответов Джон Стю-арт Милль стремится максищльно сохранить верность классическим традициям и в то же время учесть критику в адрес классической школы. Эти усилия воплотились в работе «Опыт о некоторых нерешенных вопросах политической экономии» (1844), а затем в его главной экономической работе «Основы политической экономии» (1848), ставших вплоть до конца XIX в. главным источником экономической премудрости для всех, кто интересуется этим предметом.

Милль видел свою задачу в систематизации новых знаний и представлений об экономике, накопленных после выхода «Богатства народов» Смита и «Начал» Рикардо. Новые подходы не вписывались в классическую систему, более того, они раскрывали ее слабости и нестыковки. Но Милли хотелось все объединить в единое целое, получить более широкую и более общий картину экономической жизни. Сделать это на основе единых системообразующих принципов оказалось невозможным и поэтому главным способом решения поставленной задачи становится компромисс. Правыми оказываются и классики, и те, кто их критикует, но каждый прав по-своему, поскольку касается различных аспектов такого сложного явления, как экономика.

Такой подход отражен прежде всего в структуре его «Основ». У Смита и Рикардо изложение строится вокруг единого стержня: рыночный обмен, порождаемый разделением труда, и стоимость как внутренняя основа обмена. В Милля последовательно анализируются относительно самостоятельных сферах экономической деятельности: производство, распределение, обмен, экономическое развитие и государственная экономическая политика. Автономность этих сфер обусловлена тем, что законы, которые управляют ими имеют разный характер действия. В сфере производства их действие схоже с проявлением природных закономерностей и аналогичная характера «истин, присущих естественным наукам». Сфера же распределения регулируется законами, которые являются проявлением исключительно человеческих стремлений. Здесь важную роль играют мысли, желания, столкновение интересов участников экономического процесса, иначе говоря, субъективный фактор.

С этих позиций Милль подходит к решению сакраментального для классической школы вопрос об основании обмена товаров. С одной стороны, он разделяет концепцию трудовой стоимости, трактуя ее, правда, в духе теории издержек производства. Эта стоимость создается в ходе изготовления продукта, то есть в производственной сфере и определяет внутреннюю способность товаров до обмена. Но появляется стоимость лишь в процессе обмена как количественное соотношение одного товара, предлагаемого вместо другого. Здесь она представляет собой категорию обмена и выражается в цене, которая устанавливается при уравновешивания спроса и предложения. Таким образом, Милль оказывается у истоков того направления в экономической науке, который будет исследовать процесс ценообразования путем анализа факторов спроса и предложения. Формально он не отказывается от категории стоимости как основания цены, но фактически для него это различные проблемы, которые рассматриваются даже в разных частях его книги, и вопрос о цене, по сути, решается без привлечения понятия стоимости. Такой подход получит более широко распространены уже в конце XIX в.

Экономические идеи Джона Стюарта Милля. "Основы политической экономии" | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 4

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,233 voters | 10 Комментарии