Добро пожаловать на Новости образования 25.04.2019 г. | 19:05

Кризис экономической науки и необходимость изучения конкретных форм хозяйственной жизни

  • 03.03.2010 г. | 19:05

К первой трети XIX в. усилиями представителей классической школы экономическая наука сформировалась в довольно целостную систему представлений о том, на основе каких принципов функционирует рыночная экономика.

Эти знания давали возможность получить общую картину той среды, в которой происходят хозяйственные действия. Но все детали хозяйственного механизма и порядок его работы оставались не до конца понятными, а следовательно, не всегда пригодными для практического использования. Тем временем, по мере того, как рыночная экономическая система утверждалась и в полной мере разворачивала свои возможности, понимание механизма принятия решений становилось все более важной проблемой. Возникло противоречие между потребностями хозяйственной практики и возможностями, предоставленными экономической наукой.
Последняя могла объяснить, что представляет собой рыночная экономика, но не вполне четко могла ответить на вопрос, как она работает. Наиболее четко это проявилось в ситуации, которая сложилась вокруг проблемы стоимости. Пытаясь найти внутреннюю основание обмена, классическая школа так и не смогла убедительно объяснить, каким образом стоимость превращается в цену. Но хозяйственную практику интересовал именно процесс ценообразования, поскольку цены являются важнейшими ориентирами для принятия решений экономическими субъектами. Смит, Рикардо и их ближайшие последователи были убеждены, что ответить на вопрос о том, как складывается цена, можно только проникнув в глубинную сущность процесса обмена, т.е. найдя стоимость. Однако все предложенные варианты ее определения не давали удовлетворительных результатов: тайна образования цены на основе стоимости оставалась не раскрытой.

Неспособность теории адекватно ответить на запросы хозяйственной практики означала кризис экономической науки, выход из которого начало искать следующее поколение экономистов. Особенность их усилий заключалась в отходе от поисков глубинных основ экономических процессов и сосредоточении внимания на более поверхностных, но более конкретных и более очевидным экономических связях и соответствующих им хозяйственных формах. Такой подход немного упрощал ситуацию, но давал возможность получить конкретные результаты исследований, и был весьма продуктивным. Ученые в данном случае интуитивно придерживались принципа, что в современной кибернетике определяется как принцип «черного ящика». Если мы не знаем сути какого-либо явления, но можем замерить информацию на входе и на выходе, то, даже не понимая того, что происходит в «черном ящике», мы имеем возможность установить корреляционные связи и использовать эти знания для принятия практических решений. Такой подход стал широко распространенным в исследованиях экономистов первой половины XIX в. Отмечая этот факт, К. Маркс определил его термином «вульгаризация» (от лат. Vulgaris - простой, обычный), и объяснял его классовыми интересами буржуазии, идеологи которой потеряли интерес к познанию научных истин и сознательно уклонялись от проникновения в глубинную сущность экономических процессов с целью апологетики существующего строя. Безусловно, классовые интересы имеют место и находят свое отражение в теоретических концепциях. Но вряд ли справедливо на этом основании всю экономическую науку после Рикардо представлять как продукт усилий «наемных писак», занимающиеся преднамеренным искажением истины. Обращение к исследованию более поверхностных форм даже за счет жертвования глубиной анализа стало поиском выхода из того тупика, в котором оказалась классическая школа.

Этот поиск проходил по двум основным направлениям. Один, оставаясь верным основным принципам классической школы и продолжая большинство ее традиций, попытался приблизить свои исследования к новым экономическим реалиям и сделать их более конкретными. Другой - поставил под сомнение ряд основных принципов классической школы и подверг его серьезной критике.

Кризис экономической науки и необходимость изучения конкретных форм хозяйственной жизни | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 19

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,233 voters | 10 Комментарии