Добро пожаловать на Новости образования 16.10.2019 г. | 20:18

Взгляд в будущее: каким будет образование через 10 лет?

  • 01.11.2011 г. | 10:02

Учителям повысят зарплату, а в школах позаботятся о качестве образования и здоровья учащихся

В минувшую пятницу в столицу съехались сотни педагогов из разных уголков Украины, чтобы принять участие в III Всеукраинском съезде работников образования. Именно здесь руководство правительства, Министерства образования и науки, молодежи и спорта, представители общественных организаций, директора школ и учителя подводили итоги обсуждения важного документа - Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы. В течение месяца документ обсуждали на 380 различных мероприятиях, в текст было внесено несколько тысяч поправок, значительную часть которых учли.

Украинские педагоги хотят получать достойную зарплату за свой труд. Фото Александра Лепетухи

Престиж профессии надо поднимать

Следует отметить, что накануне этого масштабного мероприятия Премьер-министр Николай Азаров встретился с педагогами - поэтому во время непринужденного общения удалось обсудить самые актуальные проблемы сферы образования, среди них - оптимизацию школ. «Мы очень осторожно подходим к таким сложным для людей вопросам, как ликвидация малых школ, - подчеркнул Николай Азаров, - стараемся сначала решить вопрос доставки детей, трудоустройства учителей, которые в этих школах работают, а потом уже принимать какие-то решения. Вы, наверное, согласитесь со мной, что все же школа, где учатся семь, восемь, десять, пятнадцать учеников, не в состоянии дать нормальное образование детям. Поэтому получается, что государство дает зарплату учителям, а школьники тем временем не получают нужного образования ».

Также глава правительства отметил, что уже в ближайшее время следует позаботиться о качестве дорог, соединяющих украинские сельские школы: «Мы запланировали на следующий год купить тысяч школьных автобусов, поэтому практически решим проблему подвоза учащихся в сельские школы. Но вторая проблема - это дороги, по которым эти автобусы должны ездить ».

Бесспорно, в разрезе стратегического развития украинского образования на ближайшие 10 лет нельзя обойти вниманием повышение престижа профессии учителя, ведь не секрет, что молодые специалисты сегодня не спешат работать в школы. Причины две: низкая зарплата и ... отсутствие вакансий за значительного количества работающих педагогов пенсионного возраста. По словам профильного министра Дмитрия Табачника, сейчас школьников учат 23% учителей-пенсионеров, то есть почти каждый пятый учитель - пенсионного возраста.

«Прежде всего нужно поднять престиж учительской профессии, только тогда умная и талантливая молодежь пойдет в школу, - убежден Николай Янович. - А так если молодому человеку-учителю надо кормить семью, учительская зарплата просто этого не позволит ».

Актуальный для педагогов вопрос об уровне оплаты их нелегкого труда поднимали и на съезде педагогов. «Зарплата, должностной оклад учителя в школах, директора школы повысилась примерно, если считать со всеми доплатами, надбавкой за стаж, на оздоровление, с 2180 до 2690 гривен, то есть в среднем на 500 гривен. В следующем году поднимать зарплату еще пять раз », - пообещал педагогам Премьер и добавил, что ориентир - повысить уровень зарплаты учителей до среднего в экономике.

Двое учеников вместо тридцати

Впрочем, в ходе обсуждения педагоги из разных регионов страны неоднократно подчеркивали, что и учителя, и воспитатели имеют разную нагрузку, но получают почти одинаковую зарплату. Поэтому в главной стратегии развития отрасли решили тоже предусмотреть решение этой проблемы. Министр образования Дмитрий Табачник отметил, что, к примеру, в европейских странах на одного учителя в среднем приходится 15-22 ученика, а в Украине - всего восемь. Также если сравнивать нагрузку в часах, теперь украинский учитель в среднем имеет 18 часов в неделю (на Львовщине еще меньше - 12), а воспитатель детского сада - аж 30 часов в неделю фактически за те же деньги. Поэтому профильный министр подчеркнул, что необходимо открыть еще 700 дошкольных учебных заведений, чтобы уменьшить безумная нагрузка на воспитателей. «Такими темпами, как это происходит сегодня, столько детсадов мы бы открыли за четыре года, однако правительство требует сделать это за два», - добавил Дмитрий Владимирович.

А вот возвращаясь в школу, нужно говорить не только о нагрузке учителей, но и о наполняемости классов. Ведь сейчас в Украине функционируют 605 малокомплектных школ, где за партами сидят всего в десяти учеников. Так, скажем, сельский учитель не виноват, что учит двух-трех учеников вместо тридцати.

После 2024-го школьников будет становиться меньше

Поэтому понятно, что любой прогноз, а тем более стратегия развития на будущее должны строиться с учетом демографических процессов. По данным Минобразования, если в 1991 году в Украине родилось почти 631 000 детей, то в 2010 - 497 тысяч. Если в 2000 году было 6700000 школьников, то теперь - 4,2 млн. То есть за последнее десятилетие число учащихся сократилось аж на 2,5 миллиона! А эти процессы неизбежно привели к уменьшению количества школ, наполняемости классов. Поэтому в несколько раз возросла стоимость обучения одного ученика.

Дмитрий Табачник рассказал, что для дальнейшего понимания ситуации его ведомство обратилось в Институт демографии и социологических исследований Национальной академии наук с просьбой предоставить стратегический прогноз влияния демографической ситуации на сферу образования в отдаленной перспективе. Так, численность дошкольников сохраняться на современном уровне в начале 20-х годов, а затем начнет сокращаться. Количество школьников до 2018 года будет сохраняться, после чего в течение пяти лет начнет немного расти, но после 2024 вновь уменьшаться. Самая сложная ситуация в ближайшие годы с молодежью в возрасте 18-23 лет: до началу 2020 лет ее количество сократится более чем на 40%.

«Поэтому хочу подчеркнуть, что от любых мораториев на закрытие школ дети не рождаются - школ будет меньше. Нашим лозунгом остается качество образования. Поэтому оптимизация - это прежде всего предоставление качественного образования всем детям Украины, - отмечает министр. - У нас есть малокомплектные школы, и никто их не закрывает без решения территориальной громады и районных советов. Но спекулировать на будущем детей вряд ли стоит. Также снижается и средняя наполняемость классов и школ. Это, в свою очередь, будет влиять на среднюю нагрузку учителя. И последнее: без четкой демографической карты каждого региона нельзя построить рациональную качественную образовательную сеть. Впрочем, смогут что-то изменить демографические расчеты ученых? Только экономический рост, рабочие места, защищенность прав и свобод граждан ».

Кроме этого, в Национальной стратегии на ближайшие 10 лет предусмотрено развитие дошкольного и внешкольного образования, инклюзивного образования, здоровья школьников, пути преодоления компьютерной «малограмотности» педагогов и многие другие важные для отрасли вопросам. Поэтому педагоги во время съезда подали свои предложения и предварительно утвердили важный для отрасли документ. По словам Дмитрия Табачника, текст Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы еще в течение двух недель доработает рабочая группа в составе девяти научных и представит на утверждение Президенту Украины.

ОФИЦИАЛЬНО

Основные преимущества проекта нового закона «О высшем образовании»

Кроме Национальной стратегии, педагоги поддержали на съезде и министерский законопроект «О высшем образовании», важность которого отметил и премьер-министр Николай Азаров. Этот документ призван кардинально изменить к лучшему работу высшей школы, в частности:

Расширить автономию относительно академических и финансовых прав вузов.

Сузить систему органов исполнительной власти, имеющих в подчинении вузы.

Структуру высшего образования адаптировать к требованиям европейского образовательного пространства, закладывает условия для облегчения признания дипломов для академической и профессиональной мобильности. Предлагаются следующие уровни образования: бакалавр, магистр, доктор философии и сохранения - как национальной особенности - уровня младшего специалиста и доктора наук.

Изменить подходы к типам высших учебных заведений, в частности определить типы вузов: университет, академия, колледж, профессиональный колледж.

Предусмотреть законодательное урегулирование ВНО.

Усилить инновационную составляющую деятельности университетов, предоставить им право создавать предприятия.

Внести изменения в финансовой самостоятельности, к правовому режиму имущества вузов и пользование земельными участками.

Взгляд в будущее: каким будет образование через 10 лет? | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 9

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,237 voters | 10 Комментарии