Добро пожаловать на Новости образования 19.12.2018 г. | 09:47

Михаил Присяжный: «Слишком много лавочников запущено на территорию образования»

  • 07.10.2011 г. | 19:26

Михаил Присяжный - многолетний декан факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко, основатель и заведующий кафедрой теории и практики журналистики.

26 из 60-ти лет, недавно отпраздновал Михаил Павлович, он посвятил факультета, 13 из них - в качестве декана, пишет сайт новости Сегодня. Понимание и доброты Присяжному не занимать, особенно когда дело касается студентов. Обычно он - на их стороне. Готов их выслушать, поддержать, помочь, даже войти в конфронтацию с преподавателем, защищая интересы конкретного студента. О нем говорят, что он слишком добрый, он о себе - что справедливый. Какая же черта доминирует в характере этого человека, чем он живет, кем мечтал стать, как относится к пенсии и как видит факультет журналистики сейчас и в будущем, у Михаила Павловича узнавала корреспондент "ВЗ".

- Вам исполнилось 60 лет. Цифра не пугает?

- Цифры меня никогда не пугали. Радуюсь ними. Все могло остановиться на 55-ти, 56-ти ... Ан нет, двигаюсь дальше. Дожил до 60-ти - это уже победа.

- Вы переступили порог пенсионного возраста. Хотите на пенсию или, наоборот, оттягивать выход на нее?

- Хочу на пенсию, честно (Вздыхает. - А. З.). Но понимаю, что еще что-то не доработал на факультете, чего не сделал, чего не достиг ... Не могу оставить его сейчас в такой сложный период - нам урезают бюджетные места, очевидно, будут и сокращения преподавательского состава ... Год назад меня избрали еще на семь лет деканства. Это - слишком большой срок для меня. Но, уходя с поста, хочу увидеть группу инициативных молодых людей, преданных факультету, которые смогли бы взять власть в руки и работать на его благо. И молодежи трудно, ибо, чтобы выжить, ей приходится искать себе подработку. Она распыляет усилия, не сосредотачивая их на факультете, хотя именно здесь много работы ...

- С чем связаны основные проблемы как факультета журналистики, так и вообще высшего образования в Украине?

- Министр образования и науки говорит об увеличении вузов. Но его слова расходятся с делом. Вместо того, чтобы концентрировать свои силы на конкретных учреждениях с историей, традициями, профессиональными преподавателями, государство поддерживает коммерциализированы структуры. Много торговцев запущено на территорию образования. Если говорить о журналистике, то надо бы ликвидировать всех самозванцев, оставив четыре образовательные центры - в Киеве, Львове, Донецке или Запорожье и в Одессе. Бросить туда все средства, деньги, сделать компьютерные классы, предоставить соответствующую технику. На всю Западную Украину было бы достаточно выпуска с 150-ти журналистов. А у нас этих центров подготовки журналистов - как грибов после дождя. Это проявления государственной коррупции. Эти факультеты, очевидно, приобрели у кого лицензии и работают, не имея ни соответствующих баз, ни нужных для открытия специальности кандидатов, докторов наук ...

- Из года в год вступительный конкурс на факультет журналистики растет, значит, спрос на эту специальность есть.

- Набираем ежегодно 150 человек. Всех одинаково учим, но единицы из них становятся журналистами. Многие девушки, которые идут к нам, видят себя Аллой Мазур. Они хотят быть в телевизоре. Но впоследствии осознают, что не все из них будут Аллой, да и не так просто ею быть (смеется - А. З.). Желание быть журналистом исчезает, и они уже ищут работу в другой сфере. Некоторые из изначально не видит себя в этой профессии, а некоторые на первом-втором курсе осознает, что не потянет ее. Но диплом он потянет, вот его и получает. В этом нет ничего плохого. Где 40 процентов детей из обучающихся у нас, просто негде деться. Хотя не имею никакого сожаления по старым временам, но когда в 17 лет мог работать на заводе (был слесарем-наладчиком) и зарабатывал вдвое больше, чем мой папа, - 120-140 рублей (большие деньги по тем временам). А куда сейчас пойти на работу молодому человеку без образования? Становиться сторожем, охранником, уборщицей? Но не всегда и на такую ​​работу берут ... А где деваться молодым симпатичным девушкам? В селе оставаться - жаль ... Вот семья и думает, пусть идет в университет, на филологический, исторический, журналистику ... Семья взимается из последних сил, ведь немалые деньги нужно на оплату обучения, а еще надо где-то жить и что-то есть. Но ничего не поделаешь, надо ребенку дать высшее образование. И для многих детей этот путь оказывается удачным. Журналистами, может, и не становятся, но хорошо выходят замуж или находят другую работу или просто лучше начинают ориентироваться в жизни. Обучение в Львовском университете - это уже нечто, это - соответствующая аура, знакомство, воспитание хорошего человека, гражданина. И это не худший старт в жизни ...

- Кем вы мечтали стать в детстве?

- Сначала хотел идти родительским путем - лечить животных. Затем был не против и людей лечить. А еще, как и все дети моего поколения, увлекался радиотехникой, паял, конструировал ... Мне многое удавалось. Долгое время в школе увлекался физикой. Но уже в шестом-седьмом классе захотел стать журналистом. Тогда впервые напечатался в районной газете родного Пустомытовского района. Мои первые заметки были о том, кто сколько молока надоев, кто что заработал, как и где себя показал. Нравилось писать. Тогда словом многое можно было сделать, решить чьи-то проблемы, помочь, наказать. Вот мне и хотелось изменить мир к лучшему. Еще когда учился в школе и дописывал в районную газету, получил задание поехать в другое село. Там увидел в магазине полторы тонны развращенные хлеба. Написал об этом. И заметка школьника наделала огромного огласку в районе - магазин упорядочили, хлеб больше не портился, соответствующее начальство уволили до инструктора райкома партии, который отвечал за вопросы торговли. К тому же журналист тогда занимал большое место в обществе, даже на уровне районной газеты. Это были известные люди с огромным авторитетом. Сразу после школы в университет не поступил, хотя и пытался. Но, отслужив в армии, где также не оставлял увлечения журналистикой, все-таки. Когда работал в газете, меня интересовали вопросы охраны природы, медицина, частично наука.

- Вы ушли с практикующей журналистики в университет. Никогда об этом не жалели?

- Это было сознательное решение. Работал в газете почти десять лет. Работа с утра до ночи, срывы графиков, стресс ... Жизнь в редакции - чрезвычайно напряженное. Захотелось как-то научно организовать эту работу, чтобы она стала более легкой. Тем более, мне хотелось преподавать. А тут еще и освободилось в университете место ассистента, на которое искали человека, имеющего практический опыт и хорошо знает работу редакционного секретариата. А я работал в должности ответственного секретаря ... Сменил работу, согласившись на гораздо меньшую зарплату. Получал в редакции более 200 рублей. Уйдя в ассистенты в университет, стал получать 120 рублей. Меня тогда поддержала жена Богдана. Она могла сказать: "Мы жили по одну зарплату, а ты теперь хочешь, чтобы жили за вдвое меньшую!". Но она, также журналистка, понимала, почему и зачем делаю такой шаг. Наконец, такое мое профессиональное решение впоследствии вылилось в выгоду для семьи, ибо досрочно защитил диссертацию, стал заместителем декана, а впоследствии и деканом. В то же время быть журналистом, использовать эти навыки в жизни никогда не переставал, так же, как и писать. Просто перешел в формат книг, пособий, монографий, исследований.

- За вами закрепилась репутация хорошего преподавателя и декана, который всегда на стороне студентов и который очень не любит, когда им ставят плохие оценки ...

- Я - не добрый, я - справедливый. Самым главным действующим лицом в университете является студент. И студенты, как бы мы ни сетовали на современную молодежь, по сравнению, например, с моим поколением, теперь - лучшие, мудрее, подготовлены. Другое дело, что им недостает жизненного опыта, практических навыков. От беды им чего-то недостает ... Но они же еще растут, развиваются.

Студентам нужно ставить разные оценки - и хорошие, и плохие, и средние. Но я не допускаю несправедливости по отношению к ним. Имел и буду иметь конфликты с преподавателями, которые недорабатывают. Бывает так, что студент не работает, и преподаватель с ним не работает. Виню в этом не студента, а преподавателя. Проконтролируй, научи, заставь студента заинтересовать твоим курсом. Если не удается, сигнализирует об этой проблеме уже на второй месяц, а не оттягивает к экзамену. А то запускают ситуацию до окончания семестра и сверху вниз выставляют двойки. Как же ты работал с ними, что теперь такие плохие оценки ставишь? Значит, схалтурил. Есть и преподаватели, которые получают удовольствие от издевательства со студентов. К таким никогда хорошим не был и не буду. Заставляю их поставить хорошую оценку, когда вижу, что есть такая потребность, и ребенка несправедливо оценили. Неоднократно ставил такой ультиматум, потому что видел, какую работу проделал преподаватель, а какую - студент. Поэтому моя доброта часто оказывается обманчива.

- Иногда складывается впечатление, что вы живете на факультете. А чем интересуетесь за его пределами?

- Люблю село, работу садовника, огородника. Имею родительский дом с большим огородом, о которой забочусь. Посадил не один сад. В свободное время - путешествую. Общение с друзьями занимает немало моего времени. А еще есть большая коллекция газетных першовидань. Многих из них больше нет ни у кого в Украине. Скажем, диаспорных изданий или тех, которые выходили в начале ХХ в. в Киеве после революции 1905 года, те, которые появились после печально известного Эмского указа или издания, которые редактировал Симон Петлюра в Москве ... Собираю их практически всю жизнь. Многие находил и привозил из Вены, Варшавы, Мюнхена, Парижа, где они пылились.

- Бытует мнение, что журналистика - династические профессия. Вы, ваша жена и дочь - журналисты. А вот сын закончил "международные отношения".

- Хотел, чтобы и он был журналистом. Но он увлекается языками, а факультет международных отношений ассоциировался у него с их изучением и практическим применением. Знает немецкий, английский, испанский, польский языки. Но, закончив обучение, практическое применение своим знаниям он еще не нашел. Зато начал печататься. На его счету уже две статьи в местном издании о Европейском Союзе и его устройство. А вот дочка всегда хотела быть журналисткой. С 6-го класса писала в различные издания. Когда училась в университете, меня рядом почти не было, тогда четыре года работал в университете в Мюнхене. Но она справилась и без моей поддержки. Реализовалась как журналист. Сейчас занялась преподаванием.

Справка «ВЗ»
Михаил Павлович Присяжный - декан факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франко, журналист, преподаватель, основатель и заведующий кафедрой теории и практики журналистики, профессор и доктор наук Мюнхенского университета, доцент ЛНУ им. И. Франко. Родился в с. Ставчанах Пустомытовского района Львовской обл. 30 сентября 1951, учился в Ставчанский средней школе. Работал слесарем-наладчиком на Львовском телевизорную заводе. Срочную службу проходил в зенитно-ракетных войсках. В 1977 г. окончил факультет журналистики. Работал в газете "Ленинская молодежь". От 1985 г. - ассистент факультета журналистики. В 1989 г. защитил диссертацию. Был депутатом, членом президиума Львовского областного совета первого демократического созыва. Работал заместителем декана. С 1998 г. - декан факультета журналистики.

Михаил Присяжный: «Слишком много лавочников запущено на территорию образования» | 0 Комментарии | Создать учётную запись

Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.


Функции пользователя

Войти

С нами:

Гости: 27

Лучшее


Что нового

СТАТЬИ за последние 24 часов

Новых статей нет

КОММЕНТАРИИ за последние 2 дней

Нет новых комментариев

Poll

Независимое тестирование

Как Вы считаете, улучшило ли качество образования в Украине внедрение независимого тестирования?

  •  Да
  •  Нет
  •  Сложно сказать

Результаты
Other polls | 1,232 voters | 10 Комментарии